Российское Библейское Общество Перевод, издание и распространение Библии с 1813 года
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.
12+
12+
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.

Иерусалим

Главный город Иудеи Иерусалим был местом распятия и воскресения Иисуса Христа. В книге Откровения говорится о новом Иерусалиме — городе, который сходит с небес от Бога.

Иерусалим находится в центре Иудейского нагорья, на водоразделе, близ дороги, связывающей Хеврон и Негев с Шехемом и севером Палестины. Своим возникновением город обязан источнику Гихон — в засушливом климате Иудеи непересыхающий источник представлял собой большую ценность.

Древнейшая часть Иерусалима (так называемый Город Давидов) расположена на горном отроге непосредственно над Гихоном. Сейчас это арабская деревня, на краю которой находятся раскопанные археологами остатки древних укреплений, домов и систем водоснабжения. Несколько севернее и выше по склону возвышается огромная искусственная платформа, на которой Ирод Великий построил Иерусалимский Храм; под ней погребен (и тем самым недоступен для археологов) акрополь Иерусалима времен Иудейского царства. Со времен арабского завоевания эта территория — священное место мусульман.

Территория нынешнего «старого города» (на запад и северо-запад от Храма) не вполне совпадает с территорией Иерусалима времен Иудейского царства, который располагался на запад и юго-запад от Храма. Так, место Гроба Господня (центр теперешнего «старого города») во времена Иисуса находилось за городской чертой (это был район каменоломен). Напротив, «Город Давидов», древнейшая часть иудейского Иерусалима, находится вне стен нынешнего «старого города» — равно как и находящийся к западу от него холм, который традиционно считается местом захоронения царя Давида. С византийских времен этот холм называют Сионом, хотя в Ветхом Завете Сионом именуется иное место — горный отрог, на котором стояли иерусалимский акрополь и Храм.

Восточной границей Иерусалима (вплоть до недавнего времени) являлась глубокая расщелина, по которой в сезон дождей течет р. Кедрон (по окончании сезона дождей она пересыхает). Кедрон отделяет Иерусалим от Масличной (Елеонской) горы, где сейчас расположены несколько арабских деревень, номинально входящих в черту города. К западу от «старого города» раскинулся новый еврейский город, к северу — арабские кварталы.

Остатки жилищ и захоронения эпохи ранней бронзы, раскопанные к югу от Храма и вдоль восточной границы «Города Давидова» заставляют предположить наличие здесь поселений уже в III тыс. до н.э. Иерусалим упоминается в египетских «текстах проклятий» (XIX—XVIII вв. до н.э.). Из Амарнского архива (XIV в. до н.э.) явствует, что Иерусалим в то время был главным городом небольшого государства. Его правитель враждовал с правителями Лахиша и Шехема (Сихема) и жаловался на них египетскому фараону, униженно прося помощи.

Кризис городской цивилизации (конец XIII — начало XII вв.) затронул, очевидно, и Иерусалим, поэтому об Иерусалиме раннего железного века мы узнаем лишь из преданий, дошедших до нас в составе Ветхого Завета. Согласно 2 Цар 5:6-9, в конце II тыс. до н.э. Иерусалим принадлежал племени иевусеев. Давид захватил город и сделал его своей столицей. Соломон, сын и преемник Давида, строит в Иерусалиме храм Яхве. После распада державы Соломона Иерусалим становится столицей Иудейского царства.

Археологические раскопки пока ничего не могут нам сказать про Иерусалим Давида и Соломона. Остатки стен и систем водоснабжения, которые иногда относили к X—IX вв. до н.э., скорее всего, принадлежат более позднему времени.
Концом VIII в. до н.э. датируется подземный туннель, по которому вода гихонского источника отводилась в водохранилище к юго-западу от «города Давидова». От конца VIII в. до н.э. и от VII в. до н.э. сохранились остатки домов и мощных крепостных стен на территории нынешнего еврейского квартала. По-видимому, после взятия ассирийцами Самарии (конец 720-х гг. до н.э.), а затем Лахиша и других городов Иудеи (701 г. до н.э.) резко возросло как население Иерусалима, так и значение города. Однако в 586 г. до н.э. вавилонская армия взяв Иерусалим, сожгла его; население было угнано в Вавилонию.

В персидскую эпоху потомки иудеев, переселенных в Вавилонию, возвращаются и отстраивают столицу своих отцов. Они находятся под покровительством персидского царя и пользуются поддержкой диаспоры, однако в самой Иудее отношения жителей вновь отстроенного Иерусалима и окрестных территорий скорее враждебные.

Для еврейской диаспоры (точнее, для той ее части, которая принимает Пятикнижие как Закон) Иерусалим является центром религиозной жизни, местом паломничества. Благодаря этому к началу эллинистического периода Иерусалим хотя и не играет никакой политической роли в жизни Палестины, становится достаточно богатым городом. В первой половине II в. до н.э. Палестина делается ареной борьбы Египта (Птолемеев) и Сирии (Селевкидов). Антиох IV из династии Селевкидов, возможно, заподозрив иерусалимлян в нелояльности, начинает гонения на иудеев и их обычаи. Восстание, которое было ответом на эти гонения, приводит к власти в Иерусалиме династию Хасмонеев. Хасмонеям удается подчинить себе значительную часть Палестины. Расцвет Иерусалима приходится на правление Ирода Великого (37—4 гг. до н.э.), преемника Хасмонеев. После поражения иудеев в войне с Римом (70 г. н.э.) Иерусалим вновь сожжен дотла.

Нав 10:1; Суд 1:8,21; 2 Цар 5:5-7; 3 Цар 3:1; 4 Цар 25:1-12; 1 Езд 1; Зах 14:16-17; Мф 2:1; Мк 11:11; Лк 2:22,41; 24; Ин 2:23; 10:22; Деян 1–6; 21; Откр 3:12; 21:2,10.

Иерусалим
Вернуться
Поделиться:
А также
Политика конфиденциальности
© Религиозная организация «Российское Библейское
Общество». Все права защищены. 12+
Сделано в Mint Studio 2017