Религиозная организация
Российское Библейское Общество
Перевод, издание и распространение Библии с 1813 года
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.
12+
12+
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.

Асор (Гацор; Хацор)

Несколько древних городов носили это имя.

I. Город на юге Палестины, в пустыне Негев, в «наделе» Иуды; возможно, совр. Эль-Джебарие. Нав 15:23.

II. Другое название города КЕРИЙОТ-ХЕЦРОН. Нав 15:25 (в Синодальном переводе слова «Керийот-Хецрон» интерпретированы как два топонима — «Кириаф» и «Хецрон»).

III. Город в «наделе» Вениамина, где селились евреи, вернувшиеся из Вавилонского плена; совр. Хирбет Хаццур в 6,5 км к северо-западу от Иерусалима. Неем 11:33.

IV. Город (или область, район), упомянутый в Иер 49:28-30; судя по контексту, находился в Аравии.

V. Город в Галилее, в «наделе» Неффалима (Нав 19:36), в 16 км к северу от оз. Киннерет (Тивериадского); совр. Телль эль-Кедах. В современной научной литературе принято название, более близкое к древнееврейскому звучанию, — Хацор.

Хацор контролировал важнейший торговый путь в регионе — дорогу из Египта и Палестины в Сирию. Хацор XVII—XIII вв. — крупнейший город в Палестине; память о его главенствующей роли в регионе сохранялась в течение многих столетий, ср. Нав 11:10 (территория древнейшего Хацора значительно больше, чем территория Иерусалима эпохи Иудейского царства). Хацор упоминается во множестве источников этого времени: «тексты проклятий» из Египта; тексты из Мари (XVIII в. до н.э.); письма из Амарны (XIV в. до н.э.).

Археологами раскопана система городских ворот и укреплений этого времени, храмы, жилые кварталы. Среди находок — фрагменты клинописных табличек. Слой, относящийся к концу средней бронзы (ко второй половине XVI в. до н.э.), свидетельствует о масштабном разрушении и пожаре, но вскоре город поднимается из руин. Важность Хацора подтверждают письма из Амарны (XIV в. до н.э.). Владыка Хацора единственный из ханаанских правителей осмеливался именовать себя «царем» даже в переписке с могущественным фараоном. Впрочем, и он признавал себя «слугой» фараона. Остальные же царьки Ханаана, обращаясь к фараону, называли себя «собаками» и униженно начинали свои письма с того, что они «падают перед фараоном семикратно и еще раз семикратно — на живот и на спину». В XIII в. до н.э. город полностью уничтожен, сожжен. Эту катастрофу многие ученые связывают со вторжением в страну израильских племен; по другим предположениям, город разрушили народы моря.

Несмотря на то, что в Нав 11:11 говорится о полном уничтожении Хацора Иисусом Навином, а в Нав 12:19 царь Хацора упоминается в списке побежденных царей Ханаана, в Суд 4 вновь рассказывается о войне израильтян под предводительством Деворы с царем Хацора Иавином. Примечательно, что имя хацорского царя в Суд 4 и в кн. Иисуса Навина (Нав 11:1) — одно и то же. Скорее всего, и в кн. Иисуса Навина, и в кн. Судей содержатся повествования об одних и тех же событиях.

В раннем железном веке на месте древнего Хацора существовало лишь небольшое поселение, но с X в. здесь вновь возникает город. К X в. относятся система укреплений и цитадель, а также городские ворота, идентичные воротам в Мегиддо и Гезере того же времени. Слой конца X — начала IX вв. несет следы пожара и разрушений, которые, возможно, связаны с походом сирийского царя Венадада (2 Пар 6:14). Как и все крупные израильские города, Хацор был разрушен в 732 г. ассирийским царем Тиглатпаласаром III (ср. 4 Цар 15:29).

Асор (Гацор; Хацор)
Вернуться
Поделиться:
А также
Политика конфиденциальности
© Религиозная организация «Российское Библейское
Общество». Все права защищены. 12+
Сделано в Mint Studio 2017