- Главная
- Наши проекты
- Перевод Ветхого Завета на якутский язык
- История якутского народа
Самоназвание народа звучит как саха, во множественном числе сахалар. На 2018 год численность населения республики Якутия составляет 964 330 человек. Почти половина всей численности приходится на центральную часть Якутии.
Якутский язык на ряду с русским является одним из государственных языков Республики Якутии. С 1939 г. в языке используется алфавит на основе кириллицы. Якутский относится к тюркской группе языков. В якутском много слов монгольского происхождения, древних заимствований и русских слов, которые появились в языке после того, как Якутия вошла в состав России.
Используется якутский язык в основном в быту якутов и их общественной жизни. Используют этот язык на территории Якутии в делопроизводстве, на нем проводятся мероприятия культурно-массового характера. В Якутии на национальном языке издается 16 газет и 5 журналов, ведутся многочисленные радио и ТВ передачи, снимаются фильмы и ставятся спектакли. Работает более 700 средних школ, 80% которых находятся в сельской местности.
Якуты очень трудолюбивые, выносливые, организованные и упорные люди, обладают хорошей способностью приспосабливаться к новым условиям жизни, переносить трудности, невзгоды и голод. Основными занятиями якутов было коневодство и скотоводство. Охота особенно была распространена на севере и являлась в этих регионах основным источником пропитания.
До вступления Якутии в состав России, народ исповедовал религию Аар Айыы, которая предполагала веру в то, что все якуты являются детьми Танара — бога и родственника 12 Белых Айыы. Они верили в злых и добрых духов, духов-хозяев и духов умерших шаманов. У каждого рода было животное-покровитель, которого нельзя было называть по имени и убивать.
В 18 веке в Якутию пришло христианство, и большая часть коренного населения стала православными христианами. Но массовая христианизация в большинстве была формальной, якуты нередко принимали ее из-за льгот, которые им полагались взамен, и долгое время поверхностно относились к этой религии. Сегодня большинство якутов являются христианами, но распространена и традиционная вера, пантеизм, агностицизм. До сих пор в Якутии есть шаманы, но их крайне мало.
Благодаря созданию Якутской и Вилюйской епархии в 1993 году позиции Русской Православной Церкви к 1997 г. в республике значительно укрепились. В это время увеличивается число приходов, открываются несколько воскресных православных школ при храмах, создаётся женский монастырь в г. Якутске, организуется ряд миссионерских экспедиций, массовое крещение жителей республики.
Руководство Якутской и Вилюйской епархии прилагает усилия по распространению православия среди саха, организует перевод религиозной литературы на якутский язык, возрождает традиции проведения богослужений на якутском языке.
В 1994-1996 годах в городах Якутске и Нерюнгри возникли первые мусульманские религиозные организации, начинается строительство мечети в г. Якутске.
В 1990-1997 года на территории республики возникают и начинают активно действовать представители
нетрадиционных религий, протестанты, католики, новые религиозные движения.
По материалам региональной печати