Российское Библейское Общество Перевод, издание и распространение Библии с 1813 года
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.
История башкирского народа

s1200 (2).jpgВ мире около двух миллионов башкир, из них чуть более 1,5 миллионов проживает в России. Сейчас представители этого народа населяют территорию Урала и части Поволжья, говорят на башкирском языке, относящемся к тюркской языковой группе.

Башкиры – древний народ, один из первых коренных этносов Урала. Упоминается народ и в китайских исторических источниках VII века, как башукили, и в "Армянской географии" того же периода, как бушки.

В 840 году быт башкир описал арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, он говорил об этом народе, как о независимой нации, населяющей обе стороны Уральского хребта. Чуть позже багдадский посол Ибн Фадлан назвал башкир воинственными и могущественными кочевниками. Башкирские племена долгое время сдерживали натиск орды Чингисхана, не давая ему попасть в Европу. Война кочевых народов длилась 14 лет, в конце концов они объединились, но за башкирами осталось право на автономию. Однако, после распада Золотой орды, независимость была утрачена, территория стала частью Ногайской орды, Сибирского и Казанского ханства. Башкиры не хотели платить налог Казани и все еще испытывали набеги от соседей. При Иване Грозном Башкирия вошла в состав российского государства.

s1200 (1).jpgПосле принятия подданства башкиры решили просить царя построить город Уфу. 

С Россией башкиры всегда вели торговые отношения. Новгородские купцы лестно отзывались о товарах, особенно о шерсти. Петр Первый лично указал на важность развития башкирского региона, что привело к созданию заводов, добывающих медь и железо.

Долгое время башкиры вели частично кочевой образ жизни, но постепенно перешли на оседлость. Юрты, характерные для кочевников, сменились на дома из деревянного сруба и глинобитные хижины. В 20 веке начинают развиваться просвещение, культура и этническое самосознание.

d36f72a7b4380c98336695debf38ddb6.jpgНарод имеет свой язык и письменность, которая до 1929 г. основывалась на базе арабского алфавита. С 1929 г. по 1938 г. письменность строилась на основе латинского алфавита. С 1939 г. и по настоящее время письменность башкир базируется на русском алфавите. На башкирском литературном языке издана богатая литература, включающая в себя как художественную, так и общественно-политическую, научно-учебную, методическую и пр., выходят многие газеты и журналы, ведутся радио и телепередачи.

В национальных школах преподавание ведется на родном языке. Башкирский язык весьма распространен в повседневном общении. На башкирском литературном языке имеется достаточно обширная художественная литература, а разговорный башкирский язык весьма распространен в повседневном общении.

Особенностью Республики Башкортостан является многонациональность населения. Эта особенность определила её многоконфессиональность.   

Преобладающее число башкир является мусульманами–суитами. Большинство башкир приняло ислам в 14 в. Вероисповедание остается основным и на сегодняшний день.  В республике больше 1000 мечетей. Сегодня Башкортостан стал центром для всех людей, исповедующих мусульманскую веру в России. 

Этнические башкиры составляют только четверть от общего количества населения, живущего на ее территории. По этой причине в республике присутствуют и другие верования, которые исповедуют иные народности: православные, старообрядцы, католики, иудеи.

XXL.jpgПравославие

Православие в Башкортостане появилось с русскими поселениями во 2-й половине XVI в. В 1579 году в Уфимском остроге, основанном в 1574 году, была построена первая деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. С 80-90-х годов XVI века в Уфе находились Сергиев и Успенский мужской монастыри, Вознесенский мужской монастырь на реке Усолке (Гафурийский р-н), с XVII века — уфимский в честь Рождества Христова женский монастырь.

В конце XVI—XVIII веков православные приходы края были подчинены Казанской кафедре зауральской части Башкортостана, которая в 1621 году вошла в состав Тобольской епархии. В 1721 г. было создано Уфимское духовное правление, которое возглавил настоятель уфимского Успенского монастыря. Указом императора Павла I от 27 сентября 1799 г. учреждена и в начале 1800 г. открыта самостоятельная Оренбургская и Уфимская епархия с архиерейской кафедрой в Уфе.

В 1935 г. Уфимское епархиальное управление ликвидировано и руководство епархией передано епископу Куйбышевскому. Епархия восстановлена вновь в 1942 г. с одним благочинием.

Возрождение православной епархии в Башкортостане началось в 1990 году, когда её возглавил архиепископ Никон (Васюков). Число приходов быстро возросло с 17 в 1990 году до 160 в 1999 г. В 2020 году в Уфимской епархии действует 363 прихода, 11 монастырей (3-мужские монастыря и 5-женских). Клир епархии состоит из 298 священнослужителей.

В 2011 году Священным Синодом РПЦ в Башкортостане создана Башкортостанская митрополия в составе Русской православной церкви МП. Правящий архиерей – митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон (Васюков).

Баптистская_церковь__Дом_молитвы_для_всех_народов_,_г._Уфа,_Башкортостан,_Россия.jpgБаптизм

Первые баптисты в Башкортостане появились в начале XX века, когда в Белебеевском уезде возникла колония переселенцев из Харьковской губернии. Затем баптистские общины распространились в Уфимском и Стерлитамакском уездах, в Давлеканове и Уфе. К 1913 г. общая численность баптистов достигла 623 человек, к 1927 г. — около 2 тыс. человек. В 1945 г. общины Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов были зарегистрированы в Уфе, Стерлитамаке, дер. Шаровке Белебеевского р-на, в 70-80-х гг.- в Давлеканове, Бирске, Кумертау. В начале 2002 года евангельские христиане-баптисты имели 22 общины. 

Католичество

Католики на территории современного Башкортостана появились в XVII в., после прибытия сюда на службу из Полоцка и Смоленска польских и литовских шляхтичей. Во 2-й пол. XVIII в. в Оренбургскую губернию были сосланы пленные польские конфедераты-католики, в XIX в.- участники польского восстания, члены различных польских патриотических групп. В 1863 году в Уфе была открыта каплица, в 1890 г. освящен костел (закрыт в 1938).

Сейчас в Башкортостане действует 1 католическая община в Уфе.

Протестанты

Протестанты появились на территории современного Башкортостана в XVIII веке. С начала XIX в. в Уфе существовала лютеранская кирха (закрыта в 1930). В Башкортостане действует 4 лютеранские общины: в Уфе, Стерлитамаке, Октябрьском, село Пришиб Благоварского района.

В Республике зарегистрировано более 700 организаций (приходов): более 500 мусульманских, 287 православных, 17 объединений баптистов, по 6 организаций последователей Новоапостольской церкви и Церкви Христа, 5 старообрядческих общин, 4 лютеранские общины, 4 организации адвентистов Седьмого Дня, 1 католический приход, организация последователей иудейской веры, объединение пятидесятников, а также некоторое число других религиозных организаций.

Политика конфиденциальности
© Религиозная организация «Российское Библейское
Общество». Все права защищены
Сделано в Mint Studio 2017