- Главная
- Библейские чтения
- Откровение
- Откровение 6.1-8 ЧЕТЫРЕ ПЕЧАТИ И ЧЕТЫРЕ ВСАДНИКА
Откровение 6.1-8 ЧЕТЫРЕ ПЕЧАТИ И ЧЕТЫРЕ ВСАДНИКА
1 Я увидел, как Ягненок снял одну из семи печатей, и услышал, как одно из четырех существ говорит громовым голосом: «Иди сюда!»
2 И я увидел: вот белый конь, на нем всадник с луком. Ему был дан венок, и он вышел как победитель, чтобы побеждать.
3 Когда Он снял вторую печать, я услышал, как второе существо говорит: «Иди сюда!»
4 И вышел второй конь — огненно-рыжий. Его всаднику позволено отнять мир у земли, чтобы все резали друг друга насмерть. И ему был дан большой меч.
5 Когда Он снял третью печать, я услышал, как третье существо говорит: «Иди сюда!»
И я увидел: вот вороной конь и у всадника в руке весы. 6 И я услышал как бы голос, прозвучавший среди четырех существ: «Мерка пшеницы за денарий, три мерки ячменя за денарий! Но не причиняй ущерба ни маслу, ни вину!»
2 И я увидел: вот белый конь, на нем всадник с луком. Ему был дан венок, и он вышел как победитель, чтобы побеждать.
3 Когда Он снял вторую печать, я услышал, как второе существо говорит: «Иди сюда!»
4 И вышел второй конь — огненно-рыжий. Его всаднику позволено отнять мир у земли, чтобы все резали друг друга насмерть. И ему был дан большой меч.
5 Когда Он снял третью печать, я услышал, как третье существо говорит: «Иди сюда!»
И я увидел: вот вороной конь и у всадника в руке весы. 6 И я услышал как бы голос, прозвучавший среди четырех существ: «Мерка пшеницы за денарий, три мерки ячменя за денарий! Но не причиняй ущерба ни маслу, ни вину!»
Экзегетический комментарий
То, что печати снимаются поочередно и после снятия каждой происходит какое-то событие, подтверждает гипотезу о том, что свиток представлял собой отдельные листы, каждый из которых был скреплен печатью.
Те ужасы, которые следуют за снятием печатей, это начало возмездия Божьего греховному человечеству. Силы зла не вырываются на свободу, но отпускаются по велению Бога. Во всяком зле таятся разрушительные силы, и теперь им позволено крушить и уничтожать.
«Иоанн использует традиционную картину того, что должно случиться, если Бог ниспошлет Свой гнев на непослушный Свой народ. За всем стоит истина, что ни один человек и ни один народ не может уйти от наказания за грех».
Образ четырех коней и всадников заимствован Иоанном из пророка Захарии, где говорится о четырех колесницах, запряженных могучими конями: гнедыми, вороными, белыми и пегими (6.2).
В этом отрывке описаны четыре «казни», о них неоднократно говорится в Писании. Ср. Иез 14.21: «Так говорит Господь Бог: вот, все эти четыре лютые казни/
Я насылаю на Иерусалим – голод, меч, лютых зверей и мор, – чтобы истребить там и людей и животных». Ср. также Лев 26.21-26, где Бог грозит израильтянам наказаниями, если они не будут исполнять Его предписания: Он нашлет на них мор, диких зверей, меч и голод. См. также Сир 29.29: «Огонь, град, голод, смерть – все это создано для возмездия, зубы зверей, скорпионы, змеи и
меч отмщения нечестивым на гибель».
Мы видим также, что напасти от всадников Апокалипсиса очень похожи на события Малого Апокалипсиса евангелиста Марка (см. гл. 13).
Ст. 1 – Ягненок снимает печати,
а херувим вызывает коня и всадника. В ряде рукописей
слова обращены к тайновидцу, а не к всаднику.
Ст. 2 – Белый конь и всадник символизируют войну. В так называемом Малом Апокалипсисе еванге-листа Марка (гл. 13) рассказ о приближении Конца тоже
начинается с ближних и дальних войн. Всадник с луком – символ агрессии и милитаризма. Он изображен победителем: он едет на белом коне и ему, как победителю, дан венок. Так было принято в древности. Лук в Библии – символ военной мощи (см. Иер 51.56; Ос 1.5). Обычно в образе всадника видят Римскую империю, которая вела тогда многочисленные победоносные войны, покоряя своих соседей. Но символом римского воина служил бы, скорее, меч, а не лук. Поэтому выдвигается вполне правдоподобная гипотеза, что это Парфия, старый враг Рима, с которым Рим время от времени вел войны, но так и не смог победить. Эти великолепные наездники и непревзойденные лучники представляли собой постоянную угрозу для империи.
Вероятно, в 16.12 тоже изображены парфяне. В любом случае, жители Рима и Малой Азии мгновенно узнали бы в этой картине Парфию.
Иногда предполагается, что всадник на белом коне – это Христос. Ведь в 19.11-16 в таком виде изображен именно Он.
Если это так, то всадник может символизировать быстрое распространение Радостной Вести. Но контекст противоречит подобному пониманию. Все всадники Апокалипсиса несут ужас, несчастье и горе, поэтому представить себе Христа в такой роли просто невозможно.
Как говорит У. Баркли, «образ победоносного Христа здесь совершенно неуместен». Был дан – это значит, что всадник исполняет волю Бога.
Ст. 3 – – См. коммент. На 6.1-2.
Ст. 4 – И вышел второй конь – огненно-рыжий. Его всаднику позволено отнять мир у земли, чтобы все резали друг друга насмерть. И ему был дан большой меч – Масть второго коня напоминает цвет крови.
Всадник с мечом, вероятно, символизирует гражданские войны и крово-пролитие. Меч– древний восточный символ раздора (см. Мф 10.34). Позволено – И снова подчеркивается, что появление этого всадника совершилось по воле Бога: это Бог позволяет всаднику так наказать грешников. См. так-же Мк 13.8, где вслед за войнами говорится о гражданских распрях и братоубийстве.
Ст. 5 – Когда Он снял третью печать, я услышал, как третье существо говорит: – Иди сюда! – См. коммент. на 6.1-2. И я увидел: вот вороной конь, и у всадника в руке весы – Естественно, что вслед за войнами и граждански-ми распрями приходит голод. Люди разорены, поля не обрабатываются, торговые пути перерезаны, начинается нехватка продовольствия.
Вороной конь – Черный цвет в
данном контексте означает нужду. Весы символизируют голод, так как на весах обычно взвешивалось зерно, ко-торого было очень мало, поэтому оно взвешивалось очень тщательно. Ср. Иез 4.16-17: «Он сказал мне: “Человек! Я лишу Иерусалим хлеба! Будут есть они по краюшке хлеба, дрожа от страха, по глотку воды будут пить, объятые ужа-сом, будут голодать они, изнывать от жажды”».
Ст. 6 – И я услышал как бы голос, прозвучавший среди четырех существ: – Целый день работать за одну мерку пшеницы, целый день – за три мерки ячменя!– В результате голода подскочили цены на продовольствие, прежде всего на зерно. Целый день работать– дословно: «Мерка пшеницы за денарий». Денарий – римская серебряная монета, традиционная плата за один рабочий день. Мерка – буквально: «хойникс», мера сыпучих тел, около одного литра. Ячмень был значительно дешевле пшеницы, поэтому на один денарий можно было купить три мерки.
Цены голодного времени в сравнении с обычными выросли в 10–12 раз, а по некоторым подсчетам даже в 16 раз. Ведь подвоз пшеницы из дальних стран, например, из Египта, из-за войны прекратился. Этого продовольствия с трудом хватит для пропитания, а денег на остальные нужды не останется совсем.
Но не причиняй ущерба ни маслу, ни вину! – В это голодное время не было нехватки в вине и оливковом масле, которыми изобиловала Малая Азия. Это загадочное требование обычно объясняется следующим историческим фактом.
Согласно сообщению римского историка Светония, в 92 г. император Домициан в интересах итальянских виноделов велел выкорчевать половину виноградников в Малой Азии и некоторых других провинциях, что не могло не вызвать сильной оппозиции. Ведь жители Малой Азии основной доход получали от виноградников. Домициан
был вынужден отменить свой указ и даже пригрозил карой тем людям, которые забросят свои виноградники.
Правда, там ничего не сказано об оливковых рощах, но нельзя видеть в апокалиптическом произведении документальное воспроизведение событий.
Согласно другим сообщениям, Малая Азия была поражена в это время сильной засухой, погубившей зерновые. Но корни оливковых деревьев и виноградных лоз уходят глубоко в землю, так что они остались неповрежденными.
С одной стороны, это означает, что хотя голод был сильный, но не настолько, чтобы люди умирали голодной смертью, раз у них есть другое продовольствие.
С другой стороны, слова о достаточном количестве вина и масла по сравнению с хлебом могут говорить о том, что в такое время, как это часто бывает, в изобилии предметы роскоши, но не хватает насущного.
Интересно, что на сей раз непонятно, кто именно из старейшин произнес эти слова. Естественно, что ответа на этот вопрос нет.
Те ужасы, которые следуют за снятием печатей, это начало возмездия Божьего греховному человечеству. Силы зла не вырываются на свободу, но отпускаются по велению Бога. Во всяком зле таятся разрушительные силы, и теперь им позволено крушить и уничтожать.
«Иоанн использует традиционную картину того, что должно случиться, если Бог ниспошлет Свой гнев на непослушный Свой народ. За всем стоит истина, что ни один человек и ни один народ не может уйти от наказания за грех».
Образ четырех коней и всадников заимствован Иоанном из пророка Захарии, где говорится о четырех колесницах, запряженных могучими конями: гнедыми, вороными, белыми и пегими (6.2).
В этом отрывке описаны четыре «казни», о них неоднократно говорится в Писании. Ср. Иез 14.21: «Так говорит Господь Бог: вот, все эти четыре лютые казни/
Я насылаю на Иерусалим – голод, меч, лютых зверей и мор, – чтобы истребить там и людей и животных». Ср. также Лев 26.21-26, где Бог грозит израильтянам наказаниями, если они не будут исполнять Его предписания: Он нашлет на них мор, диких зверей, меч и голод. См. также Сир 29.29: «Огонь, град, голод, смерть – все это создано для возмездия, зубы зверей, скорпионы, змеи и
меч отмщения нечестивым на гибель».
Мы видим также, что напасти от всадников Апокалипсиса очень похожи на события Малого Апокалипсиса евангелиста Марка (см. гл. 13).
Ст. 1 – Ягненок снимает печати,
а херувим вызывает коня и всадника. В ряде рукописей
слова обращены к тайновидцу, а не к всаднику.
Ст. 2 – Белый конь и всадник символизируют войну. В так называемом Малом Апокалипсисе еванге-листа Марка (гл. 13) рассказ о приближении Конца тоже
начинается с ближних и дальних войн. Всадник с луком – символ агрессии и милитаризма. Он изображен победителем: он едет на белом коне и ему, как победителю, дан венок. Так было принято в древности. Лук в Библии – символ военной мощи (см. Иер 51.56; Ос 1.5). Обычно в образе всадника видят Римскую империю, которая вела тогда многочисленные победоносные войны, покоряя своих соседей. Но символом римского воина служил бы, скорее, меч, а не лук. Поэтому выдвигается вполне правдоподобная гипотеза, что это Парфия, старый враг Рима, с которым Рим время от времени вел войны, но так и не смог победить. Эти великолепные наездники и непревзойденные лучники представляли собой постоянную угрозу для империи.
Вероятно, в 16.12 тоже изображены парфяне. В любом случае, жители Рима и Малой Азии мгновенно узнали бы в этой картине Парфию.
Иногда предполагается, что всадник на белом коне – это Христос. Ведь в 19.11-16 в таком виде изображен именно Он.
Если это так, то всадник может символизировать быстрое распространение Радостной Вести. Но контекст противоречит подобному пониманию. Все всадники Апокалипсиса несут ужас, несчастье и горе, поэтому представить себе Христа в такой роли просто невозможно.
Как говорит У. Баркли, «образ победоносного Христа здесь совершенно неуместен». Был дан – это значит, что всадник исполняет волю Бога.
Ст. 3 – – См. коммент. На 6.1-2.
Ст. 4 – И вышел второй конь – огненно-рыжий. Его всаднику позволено отнять мир у земли, чтобы все резали друг друга насмерть. И ему был дан большой меч – Масть второго коня напоминает цвет крови.
Всадник с мечом, вероятно, символизирует гражданские войны и крово-пролитие. Меч– древний восточный символ раздора (см. Мф 10.34). Позволено – И снова подчеркивается, что появление этого всадника совершилось по воле Бога: это Бог позволяет всаднику так наказать грешников. См. так-же Мк 13.8, где вслед за войнами говорится о гражданских распрях и братоубийстве.
Ст. 5 – Когда Он снял третью печать, я услышал, как третье существо говорит: – Иди сюда! – См. коммент. на 6.1-2. И я увидел: вот вороной конь, и у всадника в руке весы – Естественно, что вслед за войнами и граждански-ми распрями приходит голод. Люди разорены, поля не обрабатываются, торговые пути перерезаны, начинается нехватка продовольствия.
Вороной конь – Черный цвет в
данном контексте означает нужду. Весы символизируют голод, так как на весах обычно взвешивалось зерно, ко-торого было очень мало, поэтому оно взвешивалось очень тщательно. Ср. Иез 4.16-17: «Он сказал мне: “Человек! Я лишу Иерусалим хлеба! Будут есть они по краюшке хлеба, дрожа от страха, по глотку воды будут пить, объятые ужа-сом, будут голодать они, изнывать от жажды”».
Ст. 6 – И я услышал как бы голос, прозвучавший среди четырех существ: – Целый день работать за одну мерку пшеницы, целый день – за три мерки ячменя!– В результате голода подскочили цены на продовольствие, прежде всего на зерно. Целый день работать– дословно: «Мерка пшеницы за денарий». Денарий – римская серебряная монета, традиционная плата за один рабочий день. Мерка – буквально: «хойникс», мера сыпучих тел, около одного литра. Ячмень был значительно дешевле пшеницы, поэтому на один денарий можно было купить три мерки.
Цены голодного времени в сравнении с обычными выросли в 10–12 раз, а по некоторым подсчетам даже в 16 раз. Ведь подвоз пшеницы из дальних стран, например, из Египта, из-за войны прекратился. Этого продовольствия с трудом хватит для пропитания, а денег на остальные нужды не останется совсем.
Но не причиняй ущерба ни маслу, ни вину! – В это голодное время не было нехватки в вине и оливковом масле, которыми изобиловала Малая Азия. Это загадочное требование обычно объясняется следующим историческим фактом.
Согласно сообщению римского историка Светония, в 92 г. император Домициан в интересах итальянских виноделов велел выкорчевать половину виноградников в Малой Азии и некоторых других провинциях, что не могло не вызвать сильной оппозиции. Ведь жители Малой Азии основной доход получали от виноградников. Домициан
был вынужден отменить свой указ и даже пригрозил карой тем людям, которые забросят свои виноградники.
Правда, там ничего не сказано об оливковых рощах, но нельзя видеть в апокалиптическом произведении документальное воспроизведение событий.
Согласно другим сообщениям, Малая Азия была поражена в это время сильной засухой, погубившей зерновые. Но корни оливковых деревьев и виноградных лоз уходят глубоко в землю, так что они остались неповрежденными.
С одной стороны, это означает, что хотя голод был сильный, но не настолько, чтобы люди умирали голодной смертью, раз у них есть другое продовольствие.
С другой стороны, слова о достаточном количестве вина и масла по сравнению с хлебом могут говорить о том, что в такое время, как это часто бывает, в изобилии предметы роскоши, но не хватает насущного.
Интересно, что на сей раз непонятно, кто именно из старейшин произнес эти слова. Естественно, что ответа на этот вопрос нет.
Комментариев пока нет
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Поделиться: