- Главная
- Библейские чтения
- Письмо христианам в Колоссах 2:13-15
Письмо христианам в Колоссах 2:13-15
Синод
Глава 2
13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, 14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; 15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
Современный русский перевод РБО
Глава 2
13 И вас, некогда мертвых из-за своих грехов и того, что вы, будучи не обрезаны, не принадлежали к Божьему народу, —
вас Бог вместе с Ним вернул к жизни. Он простил нам все преступления. 14 Он перечеркнул список наших грехов, предъявленных к оплате предписаниями Закона, и уничтожил этот список, пригвоздив его к кресту. 15 И этим Он обезоружил Начала и Власти и, выставив их всем на посмешище, провел как пленных в Своем триумфальном шествии.
Глава 2 Ст. 13 — И вас, некогда мертвых из-за своих грехов и того, что вы, будучи необрезаны, не принадлежали к Божьему народу, — вас Бог вместе с Ним вернул к жизни. Он простил нам все преступления —
Этот стих практически повторяет сказанное в 1.21-22. Там апостол назвал колоссян до их обращения к Христу чуждыми и враждебными Богу из-за своих злых дел. Но это и есть пребывание в состоянии духовной смерти: они были мертвыми.
Та же мысль, хотя и выраженная другими словами, присутствует в 1.12: колоссяне не принадлежали к Святому народу Божьему. Они были необрезаны, не знали Бога и были одновременно язычниками и безбожниками. Но теперь они воскресли через крещение, у них есть истинное обрезание; новая жизнь, для которой они воскресли, означает и стремление жить, во всем повинуясь воле Бога. Если они и не стали еще безгрешными, то, по крайней мере, перестали быть рабами у греха. И все это сделал Бог, потому что Он простил им, как умершим для греха и обретшим новую жизнь, их прошлые грехи и преступления. Нам — Апостол заменяет «вам» на «нам», потому что в прощении нуждались не только язычники, но и евреи. Апостол и себя включает в число тех, кто был грешен и нуждался в прощении и спасении.
Ст. 14 — Он перечеркнул список наших долгов, предъявленных к оплате предписаниями Закона, и уничтожил этот список, пригвоздив его к кресту — И снова апостол передает свои самые заветные мысли при помощи метафоры, на сей раз она почерпнута из юридической области. Список — буквально: «рукопись»; имеется в виду письменный документ, написанный лично рукой, в данном случае должника. Эта же метафора употреблялась в апокалиптических писаниях, в которых говорилось о книге, содержавшей в себе записи всех добрых и злых делах человека. Здесь это список наших преступлений, осуждающих нас. Итак, Бог не только простил нам наши долги (в арамейском языке «долги» означали также «грехи»; см. Молитву Господню в Евангелии от Матфея 6.12). Он также уничтожил документ, список, в котором они были перечислены и предъявлены к оплате, что означало наше наказание. Евреи были обязаны соблюдать Закон, и нарушение этих договорных обязательств каралось смертью (Втор 27.14-26; 30.15-20). Список нарушений был предъявлен Законом Богу. Язычники, у которых не было Закона, нарушали нравственный закон, запечатленный в их сердцах (см. Рим 1.18-23; 2.12, 14-15). Перечеркнул — буквально: «стер, загладил»; в древности часто писали на покрытых воском дощечках, а в случае необходимости широким концом стиля (острой палочки для письма) заглаживали написанное; в переносном смысле «уничтожил» (ср. Ис 43.25). Некоторые толкователи полагают также, что речь идет о дополнительном действии — крестообразном перечеркивании документа, что делает документ недействительным. Пригвоздив его к кресту — Хотя обычай аннулировать документ, насаживая его на гвоздь, не был известен, у апостола появляется новая метафора: список грехов уничтожен пригвожденным к кресту Христом. Здесь игра на том, что обычно к кресту, на котором распинался казнимый, прибивали его приговор, чтобы все прохожие знали, за что человек распят. Христос, распятый на кресте, воспринимается как жертва за грех, которая уничтожала грехи жертвователя.
Ст. 15 — И этим Он обезоружил Начала и Власти и, выставив их всем на посмешище, провел как пленных в Своем триумфальном шествии — Не совсем понятно, кто Он? Это Бог или Христос? Начала и Власти, представители более широкого круга духовных иерархий (см. 1.16), теперь прямо и окончательно предстают как злые духовные силы. Оказывается, именно они держали человечество во власти тьмы (см. 1.13), в плену страха, потому что у них на руках были обвиняющий нас «документ». И снова перед нами метафора. Обезоружил — Но теперь, когда он уничтожен, они лишились силы, они сами побеждены и взяты в плен. В стихе содержится аллюзия на триумфальную процессию. В древнем Риме полководцы, одержавшие важную победу, получали право на триумф, то есть торжественное 2.14-15 шествие, во главе которого ехал на колеснице сам триумфатор, а за ним везли добычу и вели пленных, с которых снимали доспехи и отнимали их оружие.
Выставив их всем на посмешище — Для пленных участие в триумфе было величайшим позором, ведь толпы народа, собравшиеся посмотреть на триумф, издевались над ними и всячески высмеивали* Ср. тот же образ в 1 Кор 4.9; 2 Кор 2.14, но там у него иной смысл: апостол, помещая себя и своих друзей в конец процессии как пленных, предназначенных на смерть, этим противопоставляет их тем христианам, которые исповедуют богословие славы.
Таким образом, злые духовные силы, лишившись своего могущества, были «замирены» (1.20)**.
________________________________________________________________________________
* Известно, что египетская царица Клеопатра, которую должны были провести в триумфе Октавиана Августа, предпочла покончить жизнь самоубийством.
** Существовала и другая точка зрения, которой придерживалось большинство греческих Отцов Церкви: Христос, вочеловечившись, принял на себя нашу земную плотскую природу со всеми ее искушениями (см. Евр 4.15). Силы зла, окружив Его и вцепившись в Него, снова и снова подвергали Его атакам. Но окончательная победа над ними произошла на Голгофе, и силы злы были сорваны и отброшены от Него навсегда. Есть еще более изощренные варианты понимания этого действительно нелегкого текста. «Этот образ следует понимать как продолжение космического видения предыдущего гимна (1.15-20) и дальнейший вариант метафоры «тела». Духовные силы, о которых здесь говорится (см. 1.16), могут быть уподоблены одежде, обвившей собой вселенную…, и этим подчинявшие ее... Распятие может также быть уподоблено срыванию этих одежд и отбрасыванию их… Но на кресте может быть двойное «раздевание»: «раздевание» физического тела Христа в Его смерти и «раздевание» Начал и Властей как знак победы над ними». J. Dunn. The Epistles to the Colossians and to Philemon, p. 157-158. В древности распятие на кресте считалось самой чудовищной и позорной казнью. Но апостол Павел перевернул это представление, превратив его в символ торжества и победы. Теперь людям не надо больше бояться космических сил, потому что на смену им пришла гораздо более могущественная и победоносная сила, достигшая победы на кресте и через крест. Теперь они во власти этой благотворной силы — и не из страха, а из любви!