- Главная
- Библейские чтения
- Евангелие от Матфея
- От Матфея 5:22. ОТНОШЕНИЕ К ГНЕВУ
От Матфея 5:22. ОТНОШЕНИЕ К ГНЕВУ
Синодальный перевод:
(Матфея 5:22). «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…»
Современный перевод РБО
(Матфея 5:22). А Я говорю вам: даже тот, кто гневается на брата, должен ответить за это перед судом;
Ст. 22 – В ранних текстах нет слова «напрасно».
Ст. 22 – В ранних текстах нет слова «напрасно».
А Я говорю вам – эти торжественные слова лучше всего свидетельствуют о том, что Иисус учил как человек, облеченный властью, а не как учителя Закона. Иисус не противопоставляет себя Богу: во-первых, Его власть была Ему Отцом; во-вторых, сам выбор слов говорит о том, что прежний Договор сменяется новым, знаменующим наступление Нового Века. Здесь противопоставлено прошлое и настоящее: у горы Синай заповеди Закона были даны предкам, сейчас же Иисус обращается к Своим ученикам.
Даже тот, кто гневается на брата – Иисус не отменяет заповедь, запрещающую убийство, наоборот, Он делает ее еще более радикальной, запрещая гнев и ненависть, из которых убийство проистекает. В основе новой нравственности лежат не юридические нормы, а принцип любви. Вот почему эта новая нравственность носит бескомпромиссный характер, она основана на чистоте помыслов, что на библейском языке называется чистотой сердца (ст. 8). Иисус не был единственным, кто осуждал гнев. Вот как говорится о нём в Книге Бытия: «Проклят гнев их, что столь жесток, и их ярость, что столь свирепа!» (49.7; см. также Пс 37(36).8-9; Иов 36.13).
Хотя в позднейшем иудаизме и в Кумране гнев, особенно тот, что был направлен на грешников, иногда оправдывался и назывался праведным гневом, в целом это чувство осуждалось и даже называлось мерзостью, потому что было несовместимо с мудростью (Сир 27.30). «Кроткий ответ отвращает гнев, резкое слово вызывает ярость» «оскорбительное слово возбуждает ярость»; «Умиротворяющая речь – древо жизни, а речь обманчивая сокрушает дух» (Притч 15.1, 4). См. также Притч 19.19; 27.4; Пс 4.4(5); Иак 1.20; Еккл 7.9.