- Главная
- Библейские чтения
- Евангелие от Матфея
- От Матфея 5.13-16 СОЛЬ И СВЕТ
От Матфея 5.13-16 СОЛЬ И СВЕТ
14Вы – свет миру. Город, который стоит на горе, не может укрыться от глаз.
15Когда зажигают светильник, его не накрывают горшком, а ставят на подставку – и он светит всем в доме.
16Пусть так же светит свет ваш среди людей, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли вашего Небесного Отца.
Если предыдущие слова были обращены как к ученикам, так и ко всему народу, пришедшему послушать Иисуса, эти слова, вероятнее всего, адресованы только ученикам. Этот вывод подтверждается параллельными текстами Марка и Луки, где они находятся в другом контексте и говорят прежде всего о том, что значит быть учениками Помазанника. Матфей соединил две метафоры соли и света вместе, и соединение это очень удачно, так как соль и свет – это две вещи, без которых жизнь человека тяжела и безрадостна, а может быть, и невозможна. Даже символически соль и свет часто означали одни и те же вещи. Вероятно, первоначально эти метафоры относились к Вести Иисуса и могли символизировать Его самого, но потом были приложены к Его ученикам. В этом нет никакого искажения, потому что ученик должен во всем уподобляться своему Учителю.
Ст. 13 – Иисус называет учеников солью земли. Что это значит? Соль всегда представляла особую ценность для человека. Недаром в Риме говорили, что для человека нет ничего лучше, чем солнце и соль. «Главное из всех потребностей в жизни человека – вода, огонь, железо, соль...», – сказано в Книге Иисуса Сираха (39.32). Солью приправляли пищу, придавая ей вкус. Благодаря соли люди могли делать запасы пищи, в жарком климате очень быстро портившейся. Соль употреблялась в качестве удобрения, повышавшего урожайность почвы. Новорожденного натирали солью, а кроме того, ею также посыпались все жертвы, приносившиеся Богу, даже дрова для жертвенника. Соль также была распространенной метафорой для знания, мудрости, остроумия, мира и дружбы («есть вместе соль»). Раввины сравнивали с солью Закон, поэтому соль символизировала и сам Договор Бога с людьми. Земля в этом контексте означает не почву, а мир, человечество (ср. ст. 14 и 16; см. также 10.34; Лк 12.49; Быт 11.1), хотя есть комментаторы, которые предпочитают понимать это слово как «почву», а следовательно, соль как питающую и удобряющую субстанцию.
Итак, мы видим, что соль могла символизировать очень многое, и неизвестно, в каком именно значении употребил это слово Иисус. Может быть, ученики, как соль, должны спасать мир от разложения и гибели или способствовать тому, чтобы мир не оставался бесплодным, а приносил Богу обильный урожай. Возможно, здесь тот же смысл, что и в притче о дрожжах: малое их количество дает большой результат – так и щепотка соли преображает пищу, придавая ей вкус. Можно понять это сравнение и по-другому: как жертва посыпалась солью, так и ученики, будучи солью, должны отречься от себя и полностью посвятить себя Богу. На такой смысл указывает предыдущий текст, говорящий о гонениях и страданиях. Но как бы мы ни понимали эти слова, в целом смысл ясен: ученики Христа столь же ценны для мира, как соль.
Если соль перестанет быть соленой – дословно: «если соль станет глупой». Вероятно, перед нами буквальный перевод с арамейского, где, как и в еврейском, пресность ассоциировалась с глупостью, а соль – с мудростью. Слов о потере солености долгое время не понимали, потому что не могли взять в толк, как соль может стать несоленой. Но, во-первых, соль, которую добывали из Мертвого моря, имела очень много минеральных примесей, по внешнему виду не отличающихся от самой соли. Под влиянием влаги она легко разлагалась, но по-прежнему казалась солью. Во-вторых, это слово употреблено в метафорическом и парадоксальном смысле (ср. 6.2; 7.3-5; 8.22; 19.24; 23.24). Иисус назвал Своих учеников солью земли, но предупредил их, что, если они будут жить по стандартам этого мира, добиваясь верховенства, они могут потерять главное, что делает соль солью – ее соленость. И этого уже нельзя будет вернуть.
Чем возвратишь ей вкус?! – эти слова могут быть поняты в ином смысле: «чем тогда ее [землю] посолить?!» Что бы ни значили эти слова, общий смысл понятен: несоленая соль ни на что не годна, ее больше не используют, а выбрасывают вон, под ноги людям, как нечто бесполезное и презираемое. Ее постигает участь бесплодных деревьев, их ведь тоже срубают и бросают в огонь. Возможно, в этой маленькой притче содержится полемика с фарисеями и учителями Закона, которые, считаясь мудрыми и учеными, не только не вели людей к Царству, но даже стали препятствием на пути к нему (ср. 23.13). Отныне соль не они, а ученики Христа. Но в этих словах заключено и серьезное предостережение Церкви: если Израиль перестал быть солью земли, то и христиане, не исполняющие своего назначения, могут быть отвергнуты, ведь Бог беспристрастен и у Него первый может стать последним (ср. Рим 11.19-24).
Ст. 14 – Не менее важным для человека является свет. Согласно библейской традиции, он был создан раньше всего, он, так сказать, первенец творения, без него немыслима жизнь. Свет был также метафорой для жизни, мудрости, знания, разума, спасения. Филон Александрийский называл светом божественный логос (слово); ср. Ин 1.4-5, 9. Закон Моисея и Договор Бога тоже сравнивали со светом. Израиль есть «свет для народов» (Ис 51.4-5). Сам Бог часто назывался в Библии светом. «Господь свет мой и спасение мое: кого мне бояться?» – восклицает псалмопевец (ср. Иов 29.2-3; Пс 4.6(7); 18.28 (17.29); 31.16 (30.17); 2 Кор 4.6; 1 Ин 1.5). Кумранские отшельники называли себя «сынами света», так же названы и христиане (Еф 5.8). В Новом Завете «светом миру» становится Иисус (4.16), который сам так называет себя в 4-м Евангелии (Ин 8.12).
Ученики названы светом потому, что их задача – нести и передавать другим тот божественный свет спасения, который они получили. Они должны сиять в мире, но не своим собственным светом, но светом самой жизни, исходящим от Бога и Его Сына, который есть «истинный свет, освещающий всех, кто рождается в мир» (Ин 1.9).
Город, который стоит на горе, не может укрыться от глаз. Это, возможно, пословичное выражение и еще одна метафора, связанная с образом света, потому что город на горе виден даже ночью: в нем всегда светятся огни. Невозможно не заметить сходства и с образом нового Иерусалима, свет которого в конце времен привлечет к себе все человечество.
Ст. 15 – Светильник представлял собой небольшой глиняный сосуд с носиком, наполненный оливковым маслом, в котором помещался фитиль. Чтобы погасить светильник, его обычно не задували, а накрывали горшком, иначе могли бы разлететься искры или фитиль начал бы дымиться.
Светильник был широко распространенной метафорой: в Ветхом Завете с ним сравнивался Бог, Давид, Мессия, Закон, Израиль, Иерусалим, Храм; в Новом Завете – Иоанн Креститель. В Евангелии от Марка притча повествует о Царстве. Нелепо зажигать светильник лишь для того, чтобы тотчас погасить его или чем-либо заслонить его свет. Наоборот, его ставят на высокую подставку, чтобы свет был лучше виден. Так и свет Царства невозможно скрыть, он уже светит для всех, у кого есть глаза. Но Матфей прилагает это сравнение к ученикам. Эта притча тесно связана с речением о соли: как нелепо пользоваться солью, потерявшей свой вкус, так нелепо зажигать и светильник, чтобы спрятать его. В большинстве палестинских домов того времени была всего лишь одна комната, поэтому светильник освещал всех. Но нельзя не увидеть и дополнительный миссионерский смысл: весть учеников должна быть обращена ко всем людям. Но если светильник накрыть чем-либо, он, хотя и горит, не светит. Поэтому здесь содержится и предостережение ученикам – они должны продолжать быть светом.
Ст. 16 – Хотя свет назван «вашим светом», ученики светят не своим собственным, но отраженным светом – светом Бога, и этот свет должен светить среди людей (дословно: «перед людьми»). Ведь Бог невидим, но может быть познан через тех, кто послан Им к людям. Этот свет – добрые дела, которые они совершают. Видя их, те, кто еще не принадлежит к ученикам, прославляют Небесного Отца. Здесь надо отметить две важные вещи. Во-первых, с самого начала Иисус отвергает понимание Церкви как чего-то замкнутого и отделенного от мира, ее добрые дела должны совершаться для людей и среди людей, и цель их – обратить их к Богу. Не слова, но дела приводят к Небесному Отцу. Во-вторых, может показаться, что этот стих противоречит дальнейшему требованию делать все дела праведности тайно, чтобы их видел один только Бог (6.1-8, 16-18). Вероятно, смысл в том, что добрые дела должны совершаться для прославления Отца, а не для превознесения себя. Кроме того, возможно, Иисус не приравнивает добрые дела к делам праведности, под которыми могут иметься в виду дела Закона.