- Главная
- Библейские чтения
- Евангелие от Матфея
- От Матфея 5:9 НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ
От Матфея 5:9 НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ
9 Счастливы те, что добиваются мира!
Ст. 9 – Как счастливы те, что добиваются мира! Греческое слово «эйренопойо́с» очень редкое, так иногда называли царей и полководцев, которые прекращали войны, замиряя врагов. Здесь это слово употреблено единственный раз в Новом Завете и в совершенно ином смысле. Чтобы понять его, надо знать, в каких значениях употреблялось слово «мир» в греческом и в еврейском языках. Что касается греческого, то в нём оно имело примерно то же значение, что и в русском: первоначально оно значило отсутствие войны и распрей и лишь потом, гораздо позже, в философском языке стало обозначать также внутреннее состояние духовного покоя. Но в еврейском «мир» («шалом») это одно из тех слов, которые не имеют полного соответствия в европейских языках, потому что его значение гораздо шире. «Шалом» означал полноту Божьих даров человеку, причем под этими дарами понимались и материальное благосостояние (процветание, здоровье, довольство), и духовные благословения: примирение с Богом, праведность, спасение (см. Ис 45.7; 54.10; Иер 29.17). То есть прежде всего мир – это дар Господа. Очень часто у пророков, особенно у Исайи, мир понимался как эсхатологическое понятие, характеризующее время Божьего Царства, когда сам Бог будет пребывать среди людей. Его Присутствие и есть мир. Ожидалось, что в конце времен Бог заключит с человечеством новый, вечный договор о мире и наступит день спасения, который часто связывался с появлением Князя мира (Ис 9.6-7; 52.7), Божьего Помазанника (Ис 61.1), именно Он установит на земле вечное Царство мира. Так, в Ис 62.1 мир назван светом, спасением, праведностью и славою. Источник мира – Бог, который есть его воплощение и даже часто сам называется миром. Поэтому Его пророки были людьми, «делавшими мир», то есть несшими человечеству этот величайший Божий дар, их называли вестниками мира (Ис 9.5-6; 26.3; 45.7; 48.18; 52.7; 54.10; 55.12; 57.2; 60.17; 66.12; Иер 14.13; 33.6; Иез 34.25; 37.26; Зах 6.13; 8.10-11; 9.10; Мал 2.5-6 и др.). Известно, что после разрушения Храма (70 г.) Иоханан бен Заккай, один из наиболее авторитетных учителей того времени, говорил, что спасение, которое раньше достигалось принесением жертвы на алтаре Храма, теперь давалось тем, кто творит мир.
В Новом Завете Иисус примирил человека с Богом ценой Своей жизни и поэтому называется нашим примирением (Рим 5.1; Кол 1.20; Лк 2.14) и даже миром (Еф 2.14-18). Несомненно, это Блаженство обращено к последователям Христа, восстанавливающим полноту и цельность жизни, которая исходят от Бога.Правда, нельзя отрицать, что слова Блаженства могли быть произнесены и в полемическом контексте. Ведь это было время возникновения и всё более широкого распространения националистических идей религиозной войны с римлянами, поработившими Божий народ. Зелоты (греч. «ревнители») были убеждены, что, свергнув языческое иго и объявив о том, что единственным Царем Израиля является Бог, они тем самым ускорят наступление Его Царства. Но это не зависит от человеческих усилий, Бог установит Свое владычество тогда, когда пожелает сам, люди же не в состоянии ни приблизить его, ни отодвинуть Его приход. В лице Иисуса Царство уже явилось в мир, хотя и прикровенно, и Он всей Своей жизнью явил полноту Божественной любви.
Его ученики должны были подражать Ему и относиться с терпением, любовью и миром не только к близким, к сородичам, но даже к врагам. Они должны быть совершенны, как совершенен Бог: ведь Он – источник мира, следовательно и они должны нести людям мир, быть миротворцами (Иак 3.18). И тогда Бог назовет их Своими сынами. Хотя верующие неоднократно названы в письмах Павла и у Иоанна детьми и сынами Бога, истинным Сыном является лишь Иисус. Сыновство – это великий Божий дар, который будет обретен во время Суда Божьего, лишь в Царстве Божьем верующие уподобятся Иисусу.