- Главная
- Библейские чтения
- Первое письмо христианам в Коринфе
- Первое письмо христианам в Коринфе 4:9. Характеристики апостола
Первое письмо христианам в Коринфе 4:9. Характеристики апостола
Продолжаем сравнения синодального и современного русского переводов
Коринф 4:9
Синод: Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
СРП:4:9 Но, думается мне, Бог отвел нам, апостолам, место в самом хвосте процессии, словно людям, приговоренным к смерти на арене. Ведь мы стали зрелищем для всего мира – и для ангелов, и
для людей.
Экзегетический комментарий
Ст. 9 – Но, думается мне, Бог отвел нам, апостолам, место в самом хвосте процессии, словно людям, приговоренным к смерти на арене –
В отличие от коринфян с их триумфальным мировосприятием, апостолы ничем подобным похвалиться не могут. Павел употребляет здесь образ триумфальной процессии. Как известно, в Риме полководцы, одержавшие ряд побед, могли получить право на триумф, то есть торжественное шествие, когда впереди везли добычу и вели пленников, а за ними на колеснице ехал триумфатор.
В самом конце процессии шли пленные, осужденные на смерть: их отдавали львам или сбрасывали с высокой скалы. Эту же метафору апостол использовал и в 2 Кор 2.14. Павел сравнивает себя и своих сотрудников с этими презираемыми и обреченными на смерть.
В то время как коринфская духовная элита осознает себя победителями и уже не нуждается в кресте и страданиях, Павел и его спутники следуют путем Христа. Ср. 2 Кор 6.4-10. С точки зрения мира, они терпят полный провал, но апостолы проповедуют Христа не только словами, но и подражая Ему своей жизнью (ср. Гал 3.1). Отвел... место – то есть назначил место.
Апостолы занимают последнее место, хотя им суждено судить мир (6.2; ср. Мф 19.28).
Ведь мы стали зрелищем для всего мира – и для ангелов, и для людей – Во время триумфа собиралось огромное количество зрителей. Так и страдающие апостолы представляют собой захватывающее зрелище для всего мира.
Этот мир состоит как из людей, так и ангелов. Не совсем понятно, какие ангелы имеются в виду – добрые или злые. В этом письме ангелы упоминаются еще в 6.2; 10.10 и 13.1 – и каждый раз в довольно неблагоприятном контексте.
Некоторые комментаторы видят здесь намек на Иова, чьи страдания были зрелищем для Сатаны.
Христиане участвуют в страданиях и смерти Христа, и это зрелище имеет космическое измерение. Интересно сравнить слова Павла с утверждением стоиков, что их борьба с бедствиями судьбы является великим зрелищем для богов. Так, Эпиктет утверждал, что люди и боги наслаждаются зрелищем истинного философа, борющегося с превратностями судьбы. Но, с их точки зрения, это зрелище исполнено величия, мужества, силы и благородства, в то время как Павел гордится слабостью и унижением (ср. 2 Кор 12.8-10).
Комментариев пока нет
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Поделиться: