Отчёт о прошедшей в РБО встрече с игуменом Арсением
Пророческие смыслы
22 марта 2019 г. состоялось очередное заседание Научного библиологического семинара, посвященного лекции игумена Арсения (Соколова) «Амос и Осия – пророки Северного царства» и ее обсуждению.
О. Арсений – автор целого ряда статей и монографий по истории ветхозаветного пророчества.
Оба пророческих служения – Амоса и Осии (Хошеи) – относятся к VIII столетию до Р.Х. – к эпохе упадка и гибели Северного (Израильского) царства, к эпохе глубокого нравственного и политического кризиса не только израильского народа, но и всех народов и царств тогдашнего
Ближнего Востока. В любом из этих обществ, по словам пророка Амоса, – «преступление за преступлением, три преступления, четыре…» (Ам 1:3 и сл. – перевод РБО).
По мысли игумена Арсения, доминанта пророческого слова Амоса – обличение своекорыстия, жестокости и несправедливости его современников (т. е., выражаясь современным языком, несправедливости социальной), тогда как доминанта пророческого слова Осии – тема любви и прощения в отношении к неверной подруге: Гомер, неверная жена Осии – как бы олицетворение неверности древнего Израиля перед лицом любящего и милующего Господа.
Обе эти доминантные темы были позднее восприняты великими пророками Иудеи, а еще позднее – Новым Заветом и последовавшей за ним христианской традицией. Тема оскорбленной, но прощающей и милующей любви Всевышнего к Израилю трансформировалась в Новозаветной традиции в тему любви Всевышнего к Его Церкви. В обоих потоках пост-библейской веры и мысли – в иудаизме и христианстве – эта тема Божественной любви к Своему согрешающему Народу была подкреплена и текстами Песни Песней.
И оба пророка – как бы сквозь века – требуют от Народа Божия постоянного покаяния и нравственного обновления:
Он растерзал нас,
Он и излечит
Он изранил нас,
Он и перевяжет рану (Ос 6:1 – перевод РБО).
По словам о. Арсения, в эпоху Амоса и Осии не только Израиль, но и весь Ближний Восток полнились разного рода «пророками»: придворными, храмовыми, племенными… Однако смыслом подлинного библейского пророчества были не гадания, не предсказания, не визионерство или какая-либо «религиозная эксцентрика». Смысл был в другом: в способности расслышать речь Всевышнего («так говорит Господь…») и попытаться донести ее людям. И не случайно апостол Павел благословляет пророческое служение и в Церкви Нового Завета ( I Кор 14:1-5).
А в основе этой речи – не просто ритуальные предписания, но прежде всего духовно-нравственный призыв:
Ищите добра, а не зла –тогда будете живы,
тогда и Господь, Бог Воинств,
будет с вами… (Ам 5:14 – перевод РБО).