Библейское наследие в жизни и творчестве о. Александра Меня
ВЕЛИКИЙ БИБЛЕИСТ РОССИИ
10 февраля 2020 г. в Российском Библейском обществе, в рамках постоянно действующего открытого научного семинара («Институт Библии») состоялся Круглый стол «Библейское наследие в жизни и творчестве о. Александра Меня». Это слушание нашего Круглого стола было благословлено владыкой Ювеналием, митрополитом Крутицким и Коломенским; благословение Владыки было преподано протоиереем Виктором Григоренко, настоятелем Свято-Сергиевского храма, воздвигнутого в поселке Семхоз (ныне пригород Сергиева Посада) на месте мученической кончины о. Александра (9 сентября 1990 г.). Таким образом, это – первое в истории нашего семинара слушание, совместно проводимое РБО и Московской епархией Русской Православной Церкви.
Среди выступавших на Круглом столе – два клирика Московской епархии – упомянутый протоиерей Виктор Григоренко и настоятель Казанского храма (Сергиев-Посадский район Московской области) ученый-богослов протоиерей Лев Шихляров; священнослужители о. Филипп Парфенов и ученый филолог и историк иеромонах Иоанн (Гуайта); доктор исторических наук Е.Б. Рашковский; текстологи и издатели трудов о. Александра Р.А. Адамянц и П.В. Мень.
Не имея возможности пересказать в кратком отчете все выступления в их последовательности, изложим лишь основные идеи и соображения, высказанные на Круглом столе.
Библиологические исследования о. Александра поражают своей эрудицией, детальностью и объемом. Разумеется, у о. Александра было немало чисто технических помощников. Но вся тяжесть текстологических, информационных и теоретических аспектов библиологических трудов о. Александра лежала именно на его плечах. И не случайно многие из современников о. Александра не могли вообразить, что такая тяжесть фактологических, концептуальных и литературных трудов могла быть под силу одному человеку. И это притом, что о. Александр – что называется, «с полной выкладкой» – нес на себе всю тяжесть каждодневных священнических трудов и духовного окормления огромного прихода. Да к тому же – в условиях физических недомоганий, в условиях информационной самоблокады тогдашнего Советского государства и постоянной травли и придирок со стороны властей и их подголосков. И здесь уместно вспомнить слова Господа, обращенные к апостолу Павлу: «сила Моя совершается в немощи» (2 Кор 12:9).
В ходе наших слушаний немало внимания было уделено содержательной стороне библиологических трудов о. Александра. Мощная философская и богословская интуиция помогали ему в этих трудах.
О. Александр жил в трагическую эпоху. Да и сама его судьба исполнена трагизма (непонимание современников, преследования со стороны властей, мученическая его кончина). Но, как показали участники Круглого стола, в мировоззрении о. Александра не существует «разлома» между красотой веры и красотой мысли, между красотой духовного опыта и красотой природы. Мы сами часто провоцируем силы такого «разлома». Но и самый трагизм жизни находится в непрерывном парадоксальном сосуществовании с Божественным Присутствием в природе, человеке и истории. И это – один из важнейших библейских уроков, однако требующий от нас особой, осознанной и постоянной внутренней работы. Понимание библейского историзма и библейской символики мыслилось о. Александром как некий кодовый ключ к познанию работы Промысла в жизни и истории.
Вершина библейских трудов о. Александра, вобравших в себя весь комплекс его научной, богослужебной и молитвенной практики, – его трехтомный «Библиологический словарь». Это – беспрецедентное в мировой научной и духовной литературе целостное, хотя и фрагментарное по форме (таковы особенности словарного жанра) произведение, посвященное как истории, составу и содержанию библейских текстов, так и месту этих текстов в истории мысли и культуры последующих столетий.
О. Александр уделил немало сил и популяризации библейских знаний. Это также было важной стороной его не только пастырского, но и научного служения. Ибо без популяризации, без обращения науки к широким слоям общества – и самое существование науки едва ли возможно. В этом смысле, труды о. Александра стоят в ряду трудов великих христианских просветителей прошлого, понимавших важность диалога христианства с обществом и светской культурой – таких, как, например, Эразм Роттердамский или Владимир Соловьев. Здесь, по словам иеромонаха Иоанна, важно – вслед за Соловьевым – понимание Богочеловеческого характера христианской веры и, стало быть, духовной взаимозависимости человечности (humanitas) и исполненного любви Благочестия (Pietas).
И не случайно труды о. Александра столь востребованы в нынешнем мире: миллионы экземпляров книжных и журнальных публикаций, уж не говоря о публикациях электронных, переводы на 15 языков…
Большой радостью для участников семинара была приуроченная к нашему заседанию выставка уникальных фотографий о. Александра, развернутая протоиереем Виктором Григоренко и его коллегами по мемориальному комплексу в Семхозе. Благодаря этой выставке лик священника и ученого-библеиста предстал особенно близким и живым.