Археологи сделали важное открытие в Кане Галилейской
Раскопки проходят на территории византийского комплекса зданий
ИЕРУСАЛИМ. Археологи предположительно нашли место, где Господь Иисус Христос сотворил чудо, обратив воду в вино, раскопки проходят в древнем еврейском поселении с подземными христианскими святилищами, сообщает christianpost.
Томас Макколлоу (Tomas McCollough), старший научный сотрудник археологического отряда, ведущего раскопки на древнем еврейском поселении Хирбет-Кана, существовавшем в период с 323 года до н.э. до 324 года н.э., сообщил изданию The Daily Star, что найдена сеть подземных галерей и залов, в которых молились первые христиане. В прошлом году израильским археологам удалось найти неподалеку, в современном местечке Рейнех, древнюю мастерскую по изготовлению каменных сосудов для воды (евреи из религиозных соображений предпочитали использовать каменную посуду вместо глиняной). Археолог Джонатан Адлер (Yonatan Adler) с коллегами нашли доказательства, что в этой мастерской производились каменные сосуды для воды («водоносы») того же типа, что использовались на Библейской свадьбе в Кане. «Нас потряс сам факт, что впервые в истории раскопок нам удалось обнаружить вещественные доказательства производства каменных сосудов в Галилее» – заявил тогда Адлер.
Томас Макколлоу заявил, что удалось обнаружить и место, где Иисус сотворил свое первое чудо. Претворение воды в вино во время свадьбы в Кане Галилейской считается первым из 11 чудес Христа, описанных в Новом Завете. Евангелист Иоанн повествует, что Иисус с матерью был приглашен на брачный пир, но в разгар торжества выяснилось, что у хозяев закончилось вино. Поскольку новобрачные были хорошими знакомыми Богородицы, она попросила сына помочь им. Христос распорядился наполнить 6 пустых каменных сосудов водой. Когда же из них стали наполнять чаши, выяснилось, что вода стала дорогим вином.
На право называться Каной Галилейской из Евангелия от Иоанна ныне претендуют пять мест. Чаще всего туристов возят в Кафр-Кану, где расположена Церковь венчания, построенная в 1883 году якобы на том самом месте, где Иисус претворил воду в вино. «Однако на самом деле Кафр-Кана никакого отношения к библейской истории не имеет, – говорит Томас Макколлоу. – Ее стали отождествлять с Каной Галилейской в позднее время, в начале 18 века, когда паломничеством христиан стали распоряжаться католики-францисканцы. Их интересовала не столько историческая точность, сколько удобный доступ к месту».
Археолог считает, что подлинная Кана Галилейская находится на месте древнего поселения Хирбет-Кана в 15 километрах от Назарета –города детства и юности Христа. Эту версию подтверждают результаты археологических раскопок, которые ведутся в этих местах с 1998 года. Ни одно из мест, претендующих на роль библейской Каны, не располагает таким комплексом исторических свидетельств и вещественных доказательств, как Хирбет-Кана, уверен Томас Макколлоу. Она полностью соответствует географическому описанию в Евангелии и раввинских источниках. Деревня расположена неподалеку от Галилейского моря в Нижней Галилее. Тот факт, что во времена Христа ее населяли евреи, подтверждается наличием синагоги римского периода и других ритуальных сооружений, кусочками керамики с надписью на древнееврейском языке и находкой 6 монет эпохи Маккавеев, возглавивших восстание против ига Селевкидов во втором веке до нашей эры.
«Когда Иисус странствовал с учениками по Галилее, Хирбет-Кана была довольно крупным селом, где проживало порядка 1200 человек, – рассказывает Маккалоу. – Географически она находится в самом центре тех мест, где жил и проповедовал Иисус. Как следует из Евангелия, Кана была безопасным убежищем или, можно сказать, опорным пунктом для Его странствий. Именно сюда Христос и Его ученики неизменно возвращались, когда сталкивались с враждебным приемом в Иудее».
Немаловажно и то, что христиане византийского периода считали именно Хирбет-Кану той самой Библейской Каной, как показывают результаты раскопок. Профессор Макколлоу с коллегами обнаружил подземный христианский комплекс, состоящий из четырех залов, соединенных галереями. Они использовались для массового паломничества на протяжении почти тысячи лет. В одном из залов найдены остатки штукатурки, часть слоев которой датирована византийским временем, а часть – эпохой крестовых походов. Это означает, что залы служили святилищем очень долгое время – примерно с 415 по 1217 гг. На стенах залов сохранились имена паломников (обычай писать свои имена на стенах храмов в уповании на милость Господню был широко распространен в то время), а также граффити «Господь Иисус» на греческом языке.
В подземелье была также обнаружена крышка саркофага с мальтийскими крестами, которую, видимо, использовали в качестве алтаря. Одна сторона надгробия отполирована руками многих поколений паломников, гладивших ее во время молитвы. Над ним была обнаружена стенная ниша с остатками двух каменных сосудов. «Там было место еще для четырех!» - подчеркивает Томас Макколлоу, указывая на совпадение общего числа с числом каменных водоносов на свадьбе с участием Иисуса. Древние паломники явно были уверены, что чудо произошло именно в Хирбет-Кане.
В первом чуде Иисуса Церковь усматривает глубокий символический смысл. Иисус предупреждает мать, что «еще не пришёл час Мой», но все же уступает ее просьбе помочь жениху. Православная и католическая традиции видят в этом выражение особой силы молитв Богородицы за людей. Богословы считают, что своим присутствием на брачном пиру и совершением во время него своего первого чуда Иисус установил и освятил таинство брака. В толковании св. Кирилла Александрийского, претворение воды в вино является символом смены Ветхого Завета Новым. Также, по мнению ряда современных богословов, чудо символизирует смену эпохи еврейских ритуальных омовений веком Мессии.