Апостол свободы
17 сентября 2018 г. возобновилась работа многолетнего Библейского семинара, прежде действовавшего при Группе религиоведения Библиотеки иностранной литературы и ликвидированного вместе с группой произволом местного «начальства» (май 2018 г.). Однако ныне семинар возобновил свою работу в рамках научно-исследовательских и просветительских программ Российского Библейского общества.
Председатель семинара – кандидат биологических наук протоиерей Александр Борисов, научный руководитель семинара – доктор исторических наук Евгений Борисович Рашковский (Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова РАН), координаторы встреч – кандидат филологических наук Татьяна Александровна Прохорова (Институт перевода Библии) и Лука Витальевич Маневич (Российское Библейское общество).
Первое заседание возобновленного Библейского семинара было посвящено лекции известного ученого-библеиста и переводчика полного корпуса Нового Завета, доктора теологии Валентины Николаевны Кузнецовой «Актуальность наследия апостола Павла» и обсуждению лекции.
По мысли Валентины Николаевны, богословие ап. Павла – «всегда практическое», размышляющее не о том, каков есть Бог (что в принципе превыше познавательных способностей человека), но о том, чтó явил Бог в нашей человеческой истории и как явленное Богом в истории призвано освящать нашу человеческую жизнь. В этом смысле Павел выступает прямым преемником и продолжателем той раввинистической традиции, в лоне которой был воспитан.
Однако, в отличие от своих наставников-раввинистов, Савл-Павел, прошедший почти мгновенный, но преобразивший всё его существование внутренний опыт по пути в Дамаск (Деян 9:1-8), осознал, что Мессия ужé пришел в мiр и Своей проповедью, Крестной смертью и Воскресением открыл нам, людям, перспективу спасения.
Павел осознал себя грешником, которого Иисус Мессия не только укоряет, но и прощает. По мысли Валентины Николаевны, такого рода осознание и есть акт веры, акт свободной самоотдачи Богу.
Но тогда, – «Кто может стать между нами и любовью Христа? – Страдания, притеснения, преследования, голод, нищета, опасность, меч?.. <…> И я убежден, что ничто: ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни другие духовные существа и силы, ни век нынешний, ни век грядущий, ни высший мир, ни бездна – ничто из всего мироздания не может стать между нами и любовью Бога, которую Он явил в Христе Иисусе, Господе нашем!» (Христианам в Риме 8:35, 38-39. – Пер. В. Н. Кузнецовой).
И даже человек согрешивший не может быть фатально отвергнут. Благодать – χαρις – милость и любовь Бога – превыше наших проступков и заслуг. Только бы человек сам свободно пошел навстречу Благодати, навстречу единению со Христом. На Встречу со Христом.
Такова, по словам Валентины Николаевны, сердцевина Павлова богословия. И эта внутренняя свобода знаменует собой не только освобождение человека от собственного внутреннего рабства, но и от рабства внешнего. Вплоть до рабства даже перед Законом с его жесткими регламентациями человеческой жизни (таков, в частности, смысл Павлова Послания к Галатам). Были бы только любовь к людям и осмысленная устремленность ко Христу. И потому Павел своей жизнью, проповедью, пониманием сложности людских судеб и самой своей мученической смертью – предстаёт перед историей как Апостол свободы.