Российское Библейское Общество Перевод, издание и распространение Библии с 1813 года
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.
12+
12+
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.

Второзаконие

Пятая книга Моисея

Название «Второзаконие» — это калька греческого слова деутероно́миум «второй или повторный закон». Вероятно, это перевод еврейского термина, употребленного в 17:18 — мишне́ Тора́ — «повторение Закона», или «второй Закон». Книга во многом представляет собой повторение предыдущих частей Пятикнижия — и повествовательных, и законодательных разделов.

Место в каноне

Книга Второзаконие завершает собой Пятикнижие. В начале книги заново пересказываются важнейшие моменты книг Исход — Числа: договор с Богом на горе Синай (во Второзаконии эта гора именуется Хорив), путь израильтян через пустыню. Затем книга вводит дополнительные предписания (глл. 12–26). Заключительные главы Второзакония повествуют о смерти и погребении Моисея.

Язык Второзакония несколько отличается от языка других книг Пятикнижия. Несколько иначе расставлены и богословские акценты. На первый план выступают: заповедь о том, что поклонение Богу должно совершаться лишь в одном-единственном месте; запрет изображать Бога; обличение астральных культов (т. е. поклонения звездам, Солнцу и Луне); предписание уничтожить всех прежних жителей Земли обетованной, чтобы они не научили израильтян поклоняться своим богам. В предыдущих книгах Пятикнижия эти темы либо отсутствуют совсем, либо не занимают того центрального положения, какое они заняли во Второзаконии.

С точки зрения особенностей языка и теологии ко Второзаконию примыкают следующие далее исторические книги Ветхого Завета: Иисуса Навина, Судей и 1–4 Царств. Оценивая поступки вождей и царей Израиля, авторы этих книг исходят прежде всего из норм Второзакония. Речи Иисуса Навина, пророка Самуила, царя Соломона звучат почти как цитаты из Второзакония. Второзаконие служит программой для религиозных реформ царей Езекии и Иосии, как они описаны в 4 Цар. Поэтому нередко все историческое повествование от Иисуса Навина до Четвертой книги Царств называют «девтерономической историей». Сама книга Второзакония представляет собой введение к этой истории.

Книга Второзакония состоит из четырех речей Моисея, произнесенных незадолго до его кончины. Вне этих рамок находятся краткие указания на место и время произнесения речей, а также заключение (32:48-52 и гл. 34). Заключение содержит поэтические части — «Песнь Моисея» и «Благословение Моисея» (глл. 32–33).

Сопоставление с древними текстами Ближнего Востока (ассирийскими, хеттскими) обнаруживает, что структура Второзакония в общих чертах повторяет построение письменной присяги, которую в ближневосточных царствах вассал приносил сюзерену: титулатура, историческая ретроспектива как обоснование для вассальной верности, условия договора, призывание богов в свидетели, благословения и проклятия на случаи соблюдения или нарушения договора. Иначе говоря, книга построена как своего рода вассальный договор Бога с избранным народом, и форма ее уходит корнями в древневосточную традицию.

Содержание книги

Первая речь Моисея (1:1–4:43).

Вступление: время и место произнесения (1:1-5). Повеление Бога войти в Ханаан (1:5-8). Избрание начальников племен и подразделений (1:9-18). Донесение разведчиков о Ханаане (1:19-25). Бунт Израиля (1:26-33). Бог гневается и посылает Израиль сорок лет странствовать в пустыне (1:34-40). Поражение от амореев при Кадеше (1:41-46). Путь к морю Суф вокруг горы Сеир (2:1-7). Мирный путь по Моаву, история заселения Моава потомками Исава (2:8-15). Мирный путь по Аммону, история народов Аммона (2:16-23). Повеление перейти реку Арнон и сразиться с амореем Сихоном, царем Хешбона (2:24-25). Израиль просит у Сихона разрешения пройти через его землю (2:26-29). Сихон отказывает и нападает на Израиль (2:30-32). Израильтяне побеждают и захватывают его земли и города (2:33-37). Ог, царь Башана, напал на Израиль; израильтяне истребили его войско, захватили земли и богатую добычу (3:1-11). Раздел земель за Иорданом между племенами Рувима, Гада и половиной племени Манассии (3:12-17). Повеление им оставить там семьи и идти сражаться за Землю обетованную (3:18-20). Повеление Иисусу Навину сражаться без страха (3:21-22). Моисей молит Бога дать ему увидеть Землю обетованную (3:23-25). Бог разрешает увидеть ее только с горы Фасга (3:26-29). Призыв соблюдать предписания и законы (4:1-14). Запрет поклоняться изображениям и небесным светилам (4:15-24). Кара за идолопоклонство (4:25-31). Израиль — народ, избранный Богом и обязанный соблюдать Его законы (4:32-40). Моисей назначает три города-убежища для тех, кто совершил неумышленное убийство (4:41-43).

Вторая речь Моисея (4:44–26:19).

Введение: место и время произнесения (4:44-49). Десять Заповедей (5:1-21). Страх народа на Синае (5:22-27). Бог требует у народа послушания (5:28-33). О Законе и его исполнении (6:1-3). «Слушай, Израиль…» (6:4). Любовь к Богу и постоянная память о Его повелениях (6:5-9). В Земле обетованной не следует забывать о Боге (6:10-13). Не испытывать Бога, творить добро, поступать правильно (6:14-19). Следует объяснять детям истоки и цель Закона (6:20-25). Не следует вступать в союз и родниться с языческими народами (7:1-4). Надо уничтожать их идолов и святыни (7:5). Бог избрал Израиль для Себя, Он верен любящим и воздает отвергающим Его (7:6-11). За верность Израиль будет вознагражден благоденствием и победами (7:12-15). Израиль победит даже многочисленные народы (7:16-24). Следует уничтожать изваяния языческих богов (7:25-26). Бог был милостив к Израилю в пустыне (8:1-4). Следует помнить о Боге, благоденствуя в Земле обетованной (8:5-18). Если народ забудет Бога, то погибнет (8:19-20). Бог отдает землю Израилю не за его праведность, а за нечестие прочих народов (9:1-6). Воспоминание о гневе Божьем за поклонение золотому тельцу у горы Хорив (9:7-21). Прочие грехи Израиля, совершенные по пути из Египта (9:22-24). Моисей молился Богу за Израиль (9:25-29). Моисей сделал тогда новые каменные плиты и ковчег для Десяти Заповедей (10:1-5). Дальнейший путь: смерть Аарона, отделение левитов, молитва Моисея (10:6-11). Бог требует только, чтобы Израиль боялся Его, служил только Ему и исполнял Его повеления. О милости к переселенцам (10:12-22). О любви к Богу и Его благодеяниях Израилю (11:1-9). Земля обетованная более благодатна, чем Египет (11:10-12). За повиновение Бог даст народу благоденствие, а за неповиновение покарает (11:13-17). Повеление принять Закон Бога в сердце и учить ему детей. За это Бог вознаградит народ долголетием (11:18-21). Награда за исполнение повелений Бога — господство на всех занятых землях (11:22-25). Благословение за послушание и проклятие за отступничество, их следует провозгласить за Иорданом, на горах Гаризим и Гевал (11:26-32). Повеление уничтожить все языческие святыни (12:1-4). Повеление установить единый жертвенник (12:5-14). Можно есть всякое чистое мясо, но нельзя есть кровь (12:15-16, 20-25). Пищу от приношений Богу можно есть только перед жертвенником (12:17-18, 26-27). О покровительстве левитам (12:19). Повеление строго соблюдать все заповеди (12:28, 32). Запрет перенимать верования язычников (12:29-31). Повеление убивать пророков, подговаривающих служить чужим богам (13:1-5). Убивать родичей и друзей за то же преступление (13:6-11). Истреблять идолопоклонников и сжигать их города (13:12-16). Запрет брать добычу из городов идолопоклонников (13:17-18). Запрет наносить себе порезы и стричь волосы в знак траура (14:1-2). Чистые и нечистые животные (14:3-8). Чистые и нечистые водяные животные (14:9-10). Чистые и нечистые птицы (14:11-18). Запрет есть крылатых пресмыкающихся (14:19-20). Запрет есть мертвечину и варить мясо в молоке (14:21). Приношение десятины от урожая для трапезы перед Богом (14:22-26). Покровительство левитам (14:27). Повеление раз в три года отдавать десятину левитам, переселенцам, сиротам и вдовам (14:28-29). Законы о субботнем годе: прощение долгов соплеменникам (15:1-6). Благотворительность в пользу бедных (15:7-11). Освобождение рабов-евреев в седьмой год (15:12-18). Все первенцы мужского пола от скота предназначены в жертву Богу (15:19-23). Сроки и правила празднования Пасхи (16:1-8). Праздник Недель (16:9-12). Праздник Шалашей (16:13-15). Три праздника, когда следует являться перед Богом с приношениями (16:16-17). Назначение судей и принципы правосудия (16:18-20). Запрет сажать деревья Ашеры и ставить священные камни (16:21-22). Запрет приносить в жертву животное с изъяном (17:1). Кара израильтянам за идолослужение — побивание камнями (17:2-7). Порядок суда по сложным и спорным делам (17:8-13). Законы избрания царя в Земле обетованной и правила поведения для царя (17:14-17). Царь должен читать Закон и исполнять его (17:18-20). Священники и левиты не имеют надела, но должны кормиться от жертвоприношений (18:1-2). Доля, положенная священнику (18:3-5). Доля, положенная левиту (18:6-8). Запрет на колдовство и гадание (18:9-14). О грядущем пророке и о лжепророках (18:15-22). Города-убежища для совершивших убийство по случайности. Определение убийства по случайности (19:1-10). Наказание за умышленное убийство (19:11-13). Запрет сдвигать межу (19:14). Законы о свидетелях и о лжесвидетельствах (19:15-21). Бог будет с израильтянами в их войнах (20:1-4). Отсрочки от мобилизации на войну (20:5-7). Назначение военачальников (20:8-9). Правила осады города и правила поведения во взятом городе (20:10-18). Запрет рубить плодовые деревья и разорять окрестности осаждаемого города (20:19-20). Жертва за убийство, если убийца не найден (21:1-9). Правила женитьбы на пленнице (21:10-14). Закон о первородстве (21:15-17). Наказание для непокорного сына (21:18-21). Погребение казненного преступника (21:22-23). Найденное имущество следует возвращать владельцу (22:1-4). Правила о повседневной жизни: одежде, доме и т. п. (22:5-12). Защита жены от клеветы (22:13-19). Наказания за разврат с чужой невестой, замужней женщиной, девушкой, запрет разврата с мачехой (22:20-30). Кто не может быть полноправным членом общины (23:1-6). Потомки эдомитян и египтян могут войти в общину (23:7-8). Правила поведения в походе и в военном лагере (23:9-14). Запрет выдавать беглого раба (23:15-16). Запреты, касающиеся женской и мужской храмовой проституции (23:17-18). Запрет давать соплеменнику деньги в рост (23:19-20). Обязательство исполнять обеты (23:21-23). Правила поведения в чужом винограднике и на чужом поле (23:24-25). Правила о разводе (24:1-4). Об освобождении новобрачного от мобилизации (24:5). Запреты брать в залог жернова, продавать соплеменника в рабство (24:6-7). Соблюдение правил о кожных болезнях (24:8-9). Правила о займе (24:10-13). Правила поведения по отношению к беднякам, переселенцам, сиротам, вдовам, наемным работникам. Дети не отвечают за преступления отцов, а отцы — за детей (24:14-22). Наказания по суду (25:1-3). «Не завязывай рот волу» (25:4). Бездетная вдова должна выйти за брата своего умершего мужа (25:5-10). Наказание женщине за непристойное действие (25:11-12). Запрет обвешивать и иметь неверные гири (25:13-16). Отношение к амалекитянам (25:17-19). Приношение Господу первых плодов захваченной земли (26:1-3). Благодарение (26:4-11). Отделение десятины для левита, переселенца, сироты и вдовы (26:12-15). Заключение: призыв соблюдать законы (26:16-19).

Возобновление договора (глл. 27–30).

Завет Моисея: построить каменный памятник и жертвенник на горе Гевал (27:1-8). На горе Гаризим следует благословить народ, а на горе Гевал — провозгласить проклятия (27:9-13). Двенадцать проклятий за нарушение законов и повелений (27:14-26). Благословения народу за повиновение Богу и заповедям (28:1-14). Проклятия за неповиновение и нарушение Божьих повелений (28:15-68). Моисей призывает народ соблюдать договор (29:1-15). Кары за нарушение договора (29:16-29). Если народ раскается в нарушении договора, Бог простит и благословит его (30:1-10). Близость и доступность Божьих повелений (30:11-14). Благословение избравшим жизнь и благо, проклятие избравшим смерть и горе (30:15-20).

Последняя речь Моисея (гл. 31).

Моисей призывает народ к твердости и стойкости (31:1-6). Назначение Иисуса Навина вождем Израиля (31:7-8, 23). Завет читать книгу Закона всему народу в седьмой год (31:9-13). Бог является Моисею и Иисусу Навину перед скинией (31:14-15). Пророчество Бога о грядущем отступничестве народа и призыв записать песнь об этом (31:16-22). Наставления Моисея левитам (31:24-30).

Песнь Моисея (32:1-47).

Вступление (32:1-3). Бог верен, а Израиль развратился (32:4-9). Бог хранил Израиль, но тот в благоденствии забыл Его (32:10-18). Бог намеревался покарать Израиль, но отложил кару (32:19-27). Неразумие Израиля (32:28-33). В дни бедствия Бог смилостивится над Израилем и уничтожит его врагов (32:34-43). Моисей призвал народ запомнить все его слова (32:44-47).

Благословение Моисея Израилю и его кончина (32:48–34:12).

Бог велит Моисею взойти на гору Нево, чтобы увидеть Землю обетованную и умереть (32:48-52). Явление Бога Израилю (33:1-5). Благословение и хвала двенадцати племенам Израиля (33:6-25). Бог хранит Израиль (33:26-29). Смерть Моисея на горе Нево и погребение в земле Моав (34:1-8). Иисус Навин становится вождем (34:9). Хвала Моисею (34:10-12).

Поделиться:
А также
Политика конфиденциальности
© Религиозная организация «Российское Библейское
Общество». Все права защищены. 12+
Сделано в Mint Studio 2017