Российское Библейское Общество Перевод, издание и распространение Библии с 1813 года
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.
12+
12+
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.

Письмо христианам в Эфесе

Эфес — один из важнейших городов, основанных греками на западном побережье Малой Азии. Он был населен преимущественно греками, хотя там также была большая еврейская диаспора. Город был особенно знаменит своим огромным храмом, посвященным Артемиде. Этот храм считался одним из семи чудес света, в нем всегда было много паломников.

Апостол Павел посетил Эфес в конце своего второго миссионерского путешествия, летом 52 г. по дороге из Коринфа в Иерусалим. Во время же третьего путешествия он в 54 г. прибыл в Эфес во второй раз и сделал этот город своей штаб-квартирой на два года. Он сам и его помощники возвещали Весть как в Эфесе, так и в других городах Малой Азии. Павел был вынужден покинуть Эфес из-за беспорядков, спровоцированных серебряных дел мастерами. В своих письмах коринфской церкви апостол пишет, что он там едва не погиб. Направляясь в Иерусалим, апостол в Милете встретился со старейшинами эфесской церкви.

В ряде древних рукописей слова «в Эфесе» (ст. 1:1) отсутствуют. Кроме того, письмо носит общий характер, в нем нет ничего конкретного и специфического, апостол не передает приветов, хотя в городе у него было очень много друзей и сторонников. После прочтения письма создается впечатление, что Павел не был лично знаком с членами общины, но лишь слышал об их вере. По этой причине многие толкователи полагают, что перед нами окружное послание, предназначенное всем церквам Малой Азии, основанным Павлом и его друзьями, но до нас дошел лишь список, направленный в эфесскую церковь.

Особенности письма и авторство

Письмо значительно отличается от других писем Павла. Главные темы богословия апостола: Закон, оправдание за веру, скорое пришествие Христа — практически отсутствуют, в то время как на первое место выходит тема Церкви и ее мистической сущности. Непохож и стиль письма, величавый, почти литургический, скорее напоминающий торжественную проповедь или размышление, чем письмо. Кроме того, почти треть письма практически повторена в письме колоссянам. В нем есть очень много слов, которые не встречаются ни у апостола, ни в других книгах Нового Завета. Различия в языке, стиле и мысли привели многих современных библеистов к выводу, что письмо псевдонимное и принадлежит кому-то из последователей Павла. Но эти различия могут объясняться и тем, что в письме эфесянам отражен новый этап развития мысли апостола, а его поразительное сходство с письмом церкви в Колоссах — тем, что оба письма писались приблизительно в одно и то же время. Ряд толкователей видит в этом письме вершину богословской мысли Павла. Кто бы ни был его автором, письмо по праву считается одним из самых прекрасных и важных текстов Нового Завета.

Содержание письма

Апостол, обращаясь к бывшим язычникам, развивает тему единения христиан с Богом через их избрание еще до сотворения мира, прощение грехов, дарование свободы и усыновление. Все это совершено Богом через Своего Сына. Божья цель — преображение мира, соединение всего небесного и земного в Христе. Поэтому Христос соединил в один народ язычников и евреев, разрушив стену вражды и создав Церковь. Он — ее Глава, а она является Его Телом, в котором вся полнота Бога. Христос выше всего мироздания, Он — его Владыка, Посредник между Творцом и творением.

Эта тема единения христиан с Богом раскрывается в наставлениях апостола, в его просьбах сохранять единство и мир друг с другом. Христиане должны преобразить свою жизнь, стать детьми света и поэтому отказаться от дел тьмы. Уподобление Христу должно выражаться в единстве, в твердости убеждений, святости, отказе от гнева, раздражения, оскорбительных слов, разврата и непристойных разговоров. Мир и любовь должны царить как в общине, так и в семье. Отношения между супругами, между детьми и родителями, между рабами и господами (чаще всего рабы были домашними слугами и назывались домочадцами) зиждутся на любви и взаимном уважении. Особенно высоко апостол ставит брак, делая его символом священного союза между Христом и Церковью.

Время и место написания

Письмо эфесянам входит в состав писем, написанных из тюрьмы (это также письма филиппийцам, колоссянам, Филимону и 2-е письмо Тимофею). Известно, что Павел провел больше двух лет в заключении в Кесарии, а затем не менее двух лет находился под домашним арестом в Риме. Поэтому письмо могло быть написано как в Кесарии, так и в Риме, хотя традиционно считается, что это Рим. Время написания может быть разным: конец 50-х или начало 60-х годов. Те, кто сомневается в авторстве Павла, относят написание к более позднему времени.

Структура письма

Письмо состоит из 6 глав, в нем выделяются две части. В богословской, или догматической части апостол сосредоточен на Христе и Церкви (глл. 1–3). Письмо начинается с торжественного славословия Богу. В эту молитву включены все главные темы письма, так что она занимает первые три главы. Во второй части (глл. 4–6) апостол дает практические наставления относительно христианской жизни и поведения в семье.

Содержание книги

Приветствие (1:1-2).
Христос и Церковь (1:3–3:21).
Новая жизнь в единении с Христом (4:1–6:20).
Завершение письма (6:21-24).
Поделиться:
А также
Политика конфиденциальности
© Религиозная организация «Российское Библейское
Общество». Все права защищены. 12+
Сделано в Mint Studio 2017