Российское Библейское Общество Перевод, издание и распространение Библии с 1813 года
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.
12+
12+
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.

Евангелие от Луки

Автор

Хотя автор Евангелия в прологе говорит о себе и о своих целях и задачах, его имя в тексте не упомянуто. Предание называет его Лукой (сокращенный вариант римского имени Лукий). В одном из писем Павел называет его «дорогой наш врач Лука» (Кол 4:14). Он был спутником и сотрудником апостола. Вероятно, во время миссионерских путешествий Павла он вел дневник, отрывки из которого включены во вторую часть его произведения — Деяния апостолов. Раннехристианское предание сообщает, что он был родом из Антиохии. Он был еврей или, как полагают многие толкователи, язычник, обращенный в христианство, и принадлежал ко второму или третьему поколению христиан. Лука не был очевидцем евангельских событий. Как пишет он сам в прологе к Евангелию, он полагался на созданные до него христианские произведения, а также на рассказы «свидетелей Слова», но подвергал их тщательной проверке и уточнял хронологический порядок событий. Мария, мать Иисуса, вероятно, предоставила евангелисту сведения о ранних годах своего Сына. Даже все события, относящиеся к рождению Иисуса, рассказываются с точки зрения Марии, а не Иосифа, как в Евангелии от Матфея.

Время и место написания

Точных данных о времени написания Евангелия нет. Появилось оно между 70 и 90 гг. В числе его источников были Евангелие от Марка (около половины текста) и, возможно, Евангелие от Матфея или «логии», составленные апостолом Матфеем. Евангелие предназначалось для христиан из бывших язычников и было создано в Ахайе или Беотии, где, согласно преданиям, Лука жил до самой смерти. Также нельзя исключить Кесарию и Антиохию Сирийскую.

Особенности Евангелия

В каноне Нового Завета Евангелие от Луки расположено на третьем месте, после Евангелий от Матфея и от Марка. Оно самое большое по объему. Автор задумал произведение из двух книг, в первой из которых рассказывалось о служении Иисуса, а во второй — о продолжении Его дела Церковью под водительством Святого Духа. Позже эти две части оказались разделенными.

Евангелие от Луки выделяется среди других синоптических Евангелий высоким литературным уровнем. Его создатель был одаренным писателем и сведущим историком.

Ключевые слова этого Евангелия — «радость», «мир» и «спасение». В его центре стоит Иисус, который принес спасение всему человечеству. Недаром Лука прослеживает родословную Иисуса до первого человека — Адама, который назван сыном Бога. Этим подчеркивается универсальный характер Радостной Вести. Спасение предназначено для всех людей, включая отверженных грешников: сборщиков податей, самаритян, язычников. Оно всегда открыто для человека: разбойник на кресте обретает его в последние минуты жизни. В Евангелии от Луки упоминается наибольшее по сравнению с другими Евангелиями количество женских имен, а женщины в древности тоже входили в число обездоленных. Христос в Евангелии есть прежде всего Спаситель, исполненный любви и милосердия, Целитель страждущих. В Его лице Царство Бога уже пришло к людям. Очень большую роль в Евангелии играет молитва, особенно благодарственная, исполненная радости и хвалы. Чаще, чем в других Евангелиях, здесь рассказывается о молитвах Иисуса. В этом Евангелии самое большое количество притч. Так, самые известные притчи — о милосердном самаритянине, о блудном сыне, о фарисее и сборщике податей — содержатся именно здесь. Хотя Евангелие предназначено для бывших язычников, Лука постоянно подчеркивает еврейские корни христианской веры. События начинаются в Храме, где ангел возвещает священнику Захарии радостную весть о рождении у него сына Иоанна, и заканчиваются также в Храме, где после воскресения и вознесения Иисуса ученики постоянно пребывают в молитве и радости.

Структура книги

Евангелие состоит из 24 глав. Оно начинается с пролога, в котором Лука сообщает о причинах и целях написания Евангелия, а также о методах работы с источниками. Он посвящает свой труд некоему христианину по имени Феофил. В начальных главах повествуется не только о рождении Иисуса, но и о рождении Иоанна Крестителя. Дальше евангелист в основном придерживается последовательности Марка за исключением так называемого «большого пропуска»: у него опущены события, о которых повествуется в Мк 6:45–8:26. После служения в Галилее Иисус отправляется в Иерусалим. Большая часть Евангелия — более десяти глав — посвящена этому пути, так что эту книгу часто называют Евангелием Пути. Ведь Путь — это самое раннее именование христианской Церкви.

Содержание книги

Пролог (1:1-4).
Рождение и детство Иоанна Крестителя и Иисуса (1:5–2:52).
Приготовление к служению (3:1–4:13).
Служение в Галилее (4:14–9:50).
Путь Иисуса в Иерусалим (9:51–19:27).
Служение в Иерусалиме (19:28–21:38).
Последние часы Иисуса с учениками (22:1-53)
Страдания и смерть Иисуса (22:54–23:56).
Воскресение и вознесение Иисуса (гл. 24).
Поделиться:
А также
Политика конфиденциальности
© Религиозная организация «Российское Библейское
Общество». Все права защищены. 12+
Сделано в Mint Studio 2017