Российское Библейское Общество Перевод, издание и распространение Библии с 1813 года
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.
12+
12+
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.

Новый Завет. Евангелие от Матфея

Автор

Имя автора в Евангелии не названо, но церковное предание единогласно называет его Матфеем, одним из двенадцати апостолов, избранных Иисусом Христом. Это имя еврейское — Матайя́ху, или сокращенно Матайя́ («дар Божий»). О Матфее ничего не известно, кроме того, что он был сборщиком податей в Капернауме, в таможне, учрежденной Иродом Антипой. Сборщик податей был, по представлениям людей того времени, грешником, не подлежащим прощению, но Иисус призвал его на апостольское служение. Согласно Евангелиям от Марка и Луки, его звали Левием. Вероятно, одно из имен представляет собой прозвище или речь идет о двух разных людях. Предание сообщает, что Матфей составил логии (вероятно, речения Господа) на арамейском языке, а затем каждый как мог переводил их на греческий. Этот арамейский текст до нас не дошел. Возможно, сам автор или кто-то из его окружения позже написал Евангелие по-гречески. По мнению большинства исследователей, оно не является переводом.

Время и место написания

Время написания Евангелия неизвестно. По мнению большинства современных библеистов, оно создано позже Евангелия от Марка, послужившего для Матфея одним из письменных источников (в Евангелие вошло свыше 90 процентов текста Марка). Поэтому можно предположить, что Евангелие от Матфея было создано в период с 70 по 85 г. Также неизвестно и место написания Евангелия. Принято считать, что оно было написано в Палестине (в Кесарии) или в Сирии (в Антиохии). Вероятно, оно было адресовано новообращенным христианам из евреев, жившим не только в Палестине, но и за ее пределами, то есть в диаспоре.

Особенности Евангелия

Евангелие от Матфея стоит на первом месте в списке канонических Евангелий, вероятно, потому, что с ранних времен оно пользовалось наибольшей популярностью в Церкви. В нем рассказ о жизни и делах Иисуса гармонично сочетается с большим количеством учительного материала. Его у Матфея больше, чем в других Евангелиях, — почти три пятых всего текста. Иисус выступает в этом Евангелии прежде всего как Учитель. Благодаря приподнятому, величавому, почти литургическому стилю Евангелие от Матфея чаще всего читалось за богослужениями.

Евангелие начинается с повествования о рождении Иисуса, но оно мало похоже на биографию, так как в нем ничего не рассказывается о тридцатилетнем периоде с момента рождения Иисуса до Его выхода на проповедь. Матфей посвящает свой рассказ нескольким годам служения Иисуса в Галилее и ее окрестностях, причем последняя треть Евангелия (глл. 21–28) повествует о последних днях Иисуса в Иерусалиме.

Для Евангелия характерна мысль о преемственности христианства с историей народа Божьего Израиля, изложенной в священных книгах. В делах Иисуса и в Его учении исполнились пророчества Ветхого Завета. Иисус — новый Моисей, давший Израилю новое откровение, которое отныне обращено ко всем народам. В этом Евангелии больше цитат из Священного Писания, чем в остальных. Обычно они вводятся устойчивой формулой: «Это произошло, чтобы исполнилось то…». Эти цитаты призваны показать, что Иисус — истинный последователь Моисея, Он — великий Учитель и долгожданный Помазанник. Его имя — Эммануил, что значит «С нами Бог». Те, что отвергли Его, отвергли волю Бога и погибнут, а те, что уверовали в Иисуса и последовали за Ним, будут спасены. В лице Христа к верующим пришло Царство Небес — так Матфей предпочитает называть Царство Бога. Недаром Евангелие заканчивается великим обещанием: «Я с вами всегда, до конца мира».

Матфей — воистину церковный писатель. Он единственный из евангелистов рассказывает об установлении Христом Церкви. Многое в Евангелии посвящено правилам жизни и поведения в этой новой общине верующих.

Структура книги

Евангелие состоит из 28 глав. Оно отличается тщательно продуманной композицией: повествовательные разделы чередуются с речами Иисуса, в которых выражено Его учение. Пять речей имеют некоторую симметрию: первая и пятая речь произнесены на горе, вторая и четвертая речи содержат наставления ученикам, третья речь является центральной и расположена в середине Евангелия, она состоит из семи притч, посвященных теме Царства Небес. Каждая речь завершается устойчивой формулой: «Когда закончил Иисус…». Пятичастное деление книги, возможно, указывает на то, что перед нами христианский аналог Пятикнижия Моисея.

Содержание книги

Пролог: явление Помазанника в мир (глл. 1–2).
Подготовка к служению: крещение у Иоанна Крестителя и испытание в пустыне (3:1–4:11).
Иисус начинает Свое служение и призывает первых учеников (4:12-25).
Провозглашение Царства Небес. Первая речь: Нагорная проповедь (глл. 5–7).
Начало служения в Галилее. Вторая речь: наставление апостолам (глл. 8–10).
Нарастание вражды к Иисусу. Третья речь: притчи о Царстве (11:1–13:52).
Завершение служения в Галилее. Четвертая речь: правила жизни в христианской общине (13:53–18:35).
Путь в Иерусалим. Пятая речь: конец мира и Суд (глл. 19–25).
Последние часы Иисуса с учениками (26:1-46).
Страдания, смерть и воскресение Иисуса (26:47–28:15).
Поручение ученикам (28:16-20).
Поделиться:
А также
Политика конфиденциальности
© Религиозная организация «Российское Библейское
Общество». Все права защищены. 12+
Сделано в Mint Studio 2017