Российское Библейское Общество Перевод, издание и распространение Библии с 1813 года
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.
12+
12+
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.

Ветхий Завет. Бытие

Первая книга Моисея

Ветхий Завет открывается Пятикнижием (по-еврейски Тора́ — «Наставление» или «Закон»); это книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Важнейшая тема Пятикнижия — договор (Завет), который Бог заключил с еврейским народом на горе Синай. Книги Исход, Левит, Числа и Второзаконие рассказывают об уходе евреев из Египта, их пути к Синаю, встрече с Богом на Синае и об их странствии через пустыню к Земле обетованной. В контексте этого повествования излагаются законы, которые Бог дал евреям в качестве условий договора. Рассказу о заключении договора предпослана история отношений договаривающихся сторон (Бога и людей) друг с другом. Это — книга Бытия. Она начинается кратким рассказом о сотворении мира и о первых людях (глл. 1–11); далее следует цикл повествований о предках еврейского народа: Аврааме, Исааке и Иакове (глл. 12–50). Таким образом, в ветхозаветном каноне книга Бытия, по сути, является преамбулой к законодательной части Пятикнижия (т. е. к книгам Исход, Левит, Числа и Второзаконие). Вероятнее всего, Пятикнижие окончательно сложилось и было принято евреями в качестве Священного Писания во времена книжника Ездры, т. е. в середине V или начале IV в. до н. э. Однако оно отражает предания и предписания, восходящие к намного более древним традициям. В III–II вв. до н. э. Священное Писание евреев было переведено на греческий язык, а впоследствии стало частью христианской Библии.

В еврейской традиции названиями для книг Пятикнижия служат их начальные слова:

Береши́т — «В начале…» (книга Бытия),
Шемо́т — «Имена…» (книга Исхода),
Вайикра́ — «И воззвал…» (книга Левит),
Бемидба́р — «В пустыне…» (книга Чисел),
Девари́м — «Слова…» (Второзаконие).

Принятые в христианской традиции заглавия книг Пятикнижия восходят к греческому переводу. Греческое название первой книги Библии — Ге́несис («Происхождение») — навеяно либо Быт 2:4 (греч.: «Это книга о происхождении неба и земли»), либо Быт 5:1 (греч.: «Это книга о происхождении людей»).

Древнейший полный список еврейской Библии — Ленинградский кодекс В19А (1009 г. н. э.). Именно этот кодекс и воспроизводится в наиболее авторитетном на сегодня издании Biblia Hebraica Stuttgartensia. Он содержит стандартный (так называемый масоретский) текст еврейской Библии. Разночтения между Ленинградским кодексом и другими средневековыми еврейскими рукописями незначительны.

Важную роль в современной текстологии Ветхого Завета играют библейские фрагменты, найденные в Кумране (II в. до н. э. — I в. н. э.). Они нередко расходятся с масоретским текстом.

В ходе многовековой рукописной традиции в тексте неизбежно накапливаются те или иные ошибки, допущенные переписчиками. В таких случаях ученые стремятся восстановить первоначальное чтение, прибегая к реконструкциям и конъектурам. Большую помощь в этом оказывают древние переводы Библии, особенно самый ранний из них — греческий перевод, известный под названием Септуаги́нта, III–II вв. до н. э.

Главная тема книги Бытия — Бог и Его избранники

Начальные главы книги Бытия (1–11) говорят о сотворении мира, о первой супружеской паре и рождении первых детей, о возникновении земледелия и скотоводства, музыки, кузнечного дела, виноделия, затем — о появлении различных народов и их языков. Иными словами, это рассказ о становлении мира таким, каким его застали авторы и первые читатели Ветхого Завета. Но эти же начальные главы повествуют о появлении и распространении зла. Изначально все творение Божье «хорошо» и даже «очень хорошо» (1:31). Однако первозданное совершенство сохраняется недолго. Люди ослушались Бога, начали убивать друг друга, все их мысли оказались «непрестанно устремлены к злу». Наконец, Бог видит, что Его творение стало никуда не годным, и решает уничтожить все живое в водах потопа. С третьей по одиннадцатую главы в книге Бытия преобладают мотивы проклятия (змею, женщине, мужчине, Каину, Ханаану) и изгнания (изгнание Адама и Евы из Эдема, изгнание Каина, расселение людей по свету после неудачного строительства Вавилонской башни).

Центральное место в истории человечества, как она описана в Библии, занимают договоры, которые Бог заключает с людьми. Люди, которых Бог избирает по собственному усмотрению, обязуются быть верны Ему, а Он берет их под Свое покровительство. Первый раз такой договор упоминается в Быт 6:18 — хотя человечество прогневало Бога и обречено на гибель, договор Бога с Ноем спасает и самого Ноя, и его потомков. После рассказов о появлении разных народов (гл. 10) и разных языков (гл. 11) горизонт повествования сужается. Начиная с гл. 12 вся книга Бытия посвящена истории одной-единственной семьи — той, от которой должен произойти избранный Богом еврейский народ. Как некогда с Ноем, Бог заключает договор с Авраамом (15:18; 17:2) и в дальнейшем подтверждает этот договор из поколения в поколение. Рассказывая о происхождении народов, родственных древним евреям, повествователь постоянно подчеркивает, что Богом избран не Лот, прародитель моавитян и аммонитян, а его дядя Авраам; что из сыновей Авраама избран не Измаил, прародитель измаильтян, а его брат Исаак; из сыновей Исаака избран не Исав, предок эдомитян, а его брат Иаков (Израиль).

Избранничество евреев неразрывно связано с Законом, по которому они обязаны жить. Этот Закон подробно излагается в книгах Исход, Левит, Числа и Второзаконие, однако важнейшие из его предписаний включены уже в книгу Бытия. Так, в завершающих строках рассказа о сотворении мира (2:3) провозглашается святость седьмого дня; в контексте договора Бога с Ноем (9:4) приводится запрет есть мясо с кровью, а условием договора Бога с Авраамом (17:9-14) является предписание об обрезании.

На фоне рассказов о семейной жизни Авраама, Исаака и Иакова звучат благословения и обещания, которые им дает Бог:

— их потомки будут многочисленны, «как звезды на небе, как песок на морском берегу» (22:17);
— они овладеют всей Землей обетованной «от Египетского потока до великой реки Евфрат» (15:18);
— они будут «благословением для всех народов земли» (22:18).

Особенности стиля

Для книги Бытия характерны разнообразие жанров и стилей и свободные переходы от одного стиля к другому. То перед нами повествование торжественно-медлительное, серьезное, назидательное, то — живой рассказ, полный движения; то — сухой список народов и кланов, то — вдохновенная поэзия.

Интонации прозаического повествования в древнееврейской литературе часто приближаются к поэтическим: текст выстраивается в параллельные строки, перекликающиеся друг с другом по смыслу, по синтаксическому устройству, по лексике, а нередко и по ритму. Это особенно характерно для благословений и проклятий (12:3). Нередко такая ритмизованная проза, приближающаяся к поэзии, отмечает особо значимые моменты повествования (например, сотворение человека в 1:27 и 5:1-2).

Еще одна особенность библейского текста — многочисленные случаи игры слов, которую, как правило, нельзя увидеть в переводе. Создавая человека (евр. ада́м), Бог делает его из земли (евр. адама́; 2:7). Первые люди наги (евр. аро́м; 2:25), а змей, их соблазняющий, хитер (евр. ару́м; 3:1). Игра слов не только украшает повествование, но и зачастую несет какой-то значимый намек. Так, созвучие адам — адама в 2:7 указывает, с одной стороны, на предназначение человека (обрабатывать землю; 3:23), с другой — на его судьбу (вернуться в землю; 3:19). Нередко игра слов призвана объяснить происхождение имени или географического названия. Так, название Вавилон (евр. Баве́л) объясняется созвучием с глаголом бала́л («перемешивать»), поскольку «Господь смешал там речь всех жителей земли» (11:9).

Значение генеалогий

Генеалогии в книгах Библии выполняют важнейшую роль: связывая всех героев повествования в одну большую семью, эти списки превращают собрание различных преданий и рассказов в единую Священную Историю. Важно и то, что приведенные в генеалогиях сроки жизни праотцев создают временную ось, вокруг которой выстраивается все повествование. Наконец, не следует забывать, что первые читатели книги Бытия осознавали и себя самих, и своих соседей непосредственно включенными в эти генеалогии: именно в категориях родства осознавалось отношение различных израильских племен (т. е. потомков разных сыновей Иакова) друг к другу и к соседям (потомкам Исава-Эдома, Измаила, Лавана-арамея, Лотовых дочерей). Сам порядок повествования в книге Бытия во многом подчинен генеалогическому принципу: сперва описывается жизнь отца, затем судьба его детей. В отличие от европейских генеалогий, побочные линии почти всегда рассматриваются прежде главных. Например, переходя от жизни Авраама к судьбе его детей, рассказчик сначала говорит о детях Авраама от Кетуры (25:1-5), затем о потомках Измаила (25:12-18) и лишь после этого — о судьбе Исаака и его сыновей. Среди потомков сыновей Ноя (гл. 10) сначала перечисляются потомки Яфета, затем потомки Хама и лишь последними — потомки Сима.

Заголовки

Важнейшие из генеалогических списков предварены особыми заголовками — словами «вот перечень потомков…» (евр. толедо́т). Но поскольку в книге Бытия генеалогии и повествование слиты в единое целое, такой заголовок воспринимается уже как относящийся ко всему следующему за ним отрывку — включая и генеалогический, и повествовательный материал. Таким образом, например, слова толедот Те́рах означают уже не «перечень потомков Тераха», а «повествование о Терахе и его потомках». В современных изданиях Библии для удобства читателей принято делить текст на отдельные отрывки и снабжать каждый отрывок заголовком, но это делается самими издателями. В книге Бытия представлена система заголовков, которая является частью оригинального текста.

Содержание книги

Заголовки, о которых было сказано выше (те, что являются частью оригинального текста), делят книгу Бытия на 11 частей.

 «В начале сотворил Бог небо и землю» (1:1–2:3).
«Вот рассказ про небо и землю в пору их сотворения» (2:4–4:26).
     Рассказы о первых людях. Жизнь Адама и Евы в Эдемском саду; ослушание и изгнание из Эдема (2:4–3:24). Каин и Авель (4:1-16). Потомки Каина (4:17- 24). Рождение Шета и Эноша (4:25-26).
«Вот книга про род Адама» (5:1–6:8).
     Напоминание о том, что люди созданы как подобие Божье (5:1-2). Список праотцов от Адама до Ноя (5:3-32). Рассказы о браках «сынов Божьих» с «дочерями человеческими» (6:1-4) и о том, как умножилось зло на земле (6:5-8).
«Вот рассказ про род Ноя» (6:9–9:29).
     Краткое сообщение о Ное, его сыновьях и его праведной жизни (6:9-10). Повествование о потопе (6:11–8:22). Договор Бога с Ноем (9:1-17). Сыновья Ноя — предки всех народов земли (9:18-19). Опьянение Ноя, проклятие Ханаана (9:20-27). Смерть Ноя (9:28-29).
«Вот рассказ про потомство Ноевых сыновей» (10:1–11:9).
     Генеалогия потомков Ноя — список народов Древнего Ближнего Востока (гл. 10). Рассказ о строительстве Вавилонской башни и о том, как у разных народов появились разные языки (11:1-9).
«Вот рассказ про род Сима» (11:10–11:26).
     Список праотцов от Сима до Тераха.
«Вот рассказ про род Тераха» (11:27–25:11).
     За кратким сообщением о Терахе и его семье (11:27-32) следует цикл рассказов об Авраме, сыне Тераха, и Лоте, внуке Тераха (предке моавитян и аммонитян). Бог призывает Аврама в Землю обетованную (12:1-9). Голод заставляет Аврама искать пристанища в Египте (12:10-20). После возвращения Аврама из Египта Аврам и Лот поселяются в разных частях Палестины (гл. 13). Во время нашествия восточных царей Аврам спасает Лота; Мелхиседек благословляет Аврама (гл. 14). Бог заключает с Аврамом договор (гл. 15). Сара, бездетная жена Аврама, отдает мужу в наложницы свою служанку Агарь; у Агари рождается сын Измаил (гл. 16). Бог заключает с Аврамом договор, дав ему и его жене новые имена — Авраам и Сарра; предписание об обрезании (гл. 17). После явления Аврааму у дубравы Мамре (гл. 18) Бог уничтожает Содом и Гоморру, но спасает жившего в Содоме Лота (19:1-29). Лот становится предком моавитян и аммонитян (19:30-38). Жизнь Авраама в Гераре (20:1-18). После рождения у Сарры сына Исаака (21:1-8) Авраам прогоняет Агарь и Измаила (21:9-21). Договор Авраама с Авимелехом, царем герарским (21:22-34). Бог подвергает Авраама испытанию, повелев принести Исаака в жертву (22:1-19). Список детей Авраамова брата Нахора (22:20-24). Смерть и погребение Сарры (гл. 23). Рассказ о том, как Авраамов раб привез Исааку невесту — Ревекку (гл. 24). Дети Авраама от Кетуры (25:1-6). Смерть и погребение Авраама (25:7-11).
«Вот рассказ про род Измаила…» (25:12-18).
     Список сыновей Измаила, за которым следует сообщение о смерти Измаила и об образе жизни его потомков — измаильтян.
«Вот рассказ про род Исаака, Авраамова сына» (25:19–35:29).
     В центре этого повествовательного цикла — соперничество двух сыновей Исаака: Иакова и Исава (предка эдомитян). Рождение Исава и Иакова (25:19-26). Иаков покупает у Исава право быть первенцем (25:27-34). Исаак в Гераре (26:1-11); договор Исаака с Авимелехом, царем герарским (26:12-33). Краткое сообщение о двух первых женах Исава (26:34-35). Иаков, обманув отца, получает от него благословение, предназначенное Исаву (27:1-45). Исаак посылает Иакова за женой к родным его матери Ревекки (27:46–28:5). Третья жена Исава (28:6-9). Господь является Иакову в Бет-Эле (28:10-22). Иаков приходит к Лавану, брату Ревекки (29:1-15). Иаков берет в жены дочерей Лавана — Лию и Рахиль (29:16-30). На свет появляются одиннадцать сыновей Иакова (29:31–30:24). Иаков хитростью завладевает лучшим скотом из стад Лавана (30:25-43). Иаков тайком уходит от Лавана, но Лаван догоняет его и они заключают договор (гл. 31). Встреча Иакова с ангелами (32:1-2). Иаков шлет дары Исаву (32:3-21). Иаков борется с Богом и получает новое имя — Израиль (32:22-32). Встреча Иакова с Исавом (33:1-17). Дина, дочь Иакова, изнасилована сыном шехемского правителя; истребление жителей Шехема (33:18–34:31). Иаков возвращается в Бет-Эль (35:1-7). Смерть Деворы (35:8). Бог дает Иакову новое имя — Израиль (35:9-15). Рождение Вениамина и смерть Рахили (35:16-21). Двенадцать сыновей Иакова (35:22-26). Смерть и погребение Исаака (35:27-29).
«Вот рассказ про род Исава — он же Эдом» (36:1-43).
     Частично дублирующие друг друга списки ближайших потомков Исава (36:1-8, 9-14) и происшедших от них эдомских кланов (36:15-19, 40-43). К ним присоединены список хоррейских кланов, некогда обитавших в Эдоме (36:20-30), и перечень первых эдомских царей (36:31-39).
«Вот рассказ про род Иакова» (37:2–50:26).
     Главный герой этой «повести» — Иосиф, любимый сын Иакова. Братья, завидуя Иосифу, продали его в рабство (гл. 37). Рассказ об Иуде (четвертом сыне Иакова) и его снохе Тамар (гл. 38). Иосиф в доме египтянина Потифара (39:1-20). Иосиф в тюрьме (39:21–40:23). Иосиф истолковывает сны фараона и становится в Египте вторым человеком после фараона (гл. 41). Сыновья Иакова приходят в Египет за зерном; Иосиф, не узнанный ими, подвергает их испытанию (глл. 42–44) и лишь после этого открывает им, что он их брат (гл. 45). Иаков и его сыновья переселяются в Египет, к Иосифу (глл. 46–47). Перечень детей и внуков Иакова на момент переселения (46:8-27). Иаков благословляет сыновей Иосифа (гл. 48). Собрание кратких поэтических пророчеств о судьбе двенадцати племен, происшедших от сыновей Иакова (так называемое «Благословение Иакова»; 49:1-28). Смерть Иакова (49:29-33). Погребение Иакова (50:1-14). Окончательно примирившись с братьями и дожив до преклонного возраста, Иосиф умирает в Египте (50:15-26).

Повествование останавливается на пороге самых важных событий ветхозаветной истории (уход евреев из Египта и договор Бога с еврейским народом на горе Синай). В каком-то смысле вся книга Бытия построена так, чтобы подготовить читателя к рассказу об этих событиях.

Поделиться:
А также
Политика конфиденциальности
© Религиозная организация «Российское Библейское
Общество». Все права защищены. 12+
Сделано в Mint Studio 2017