- Главная
- О Библии
- О книгах Библии
- Откровение Иоанна
Откровение Иоанна
Жанр апокалиптики
Откровение, или по-гречески Апока́липсис, Иоанна — последняя среди новозаветных книг. Она принадлежит к особому литературному жанру — апокалиптическому. Этот жанр был очень распространен в древности: в Ветхом Завете есть много похожих текстов в пророческих книгах Исайи, Иезекииля, Иоиля и, прежде всего, Даниила. Особую популярность апокалиптическая литература приобрела в междузаветный период. Подобных книг создавалось огромное количество. Многие из них дошли до нашего времени, но некоторые были утрачены. Существует и много христианских апокалипсисов. Например, 13-я глава в Евангелии от Марка или Откровение Петра, которое не было включено в канон. Люди того времени прекрасно понимали апокалиптический язык с его стандартным набором образов, метафор, условных знаков и символов.
В традиционных апокалипсисах повествование обычно ведется от лица великого человека древности, которому дано знать о конечных судьбах мира. Ангел ведет его с собой на небо и показывает грядущие события и предшествующие им знаки. В апокалипсисах много тайнописи, которую нужно расшифровывать. Кроме того, подобной литературе свойственны чувства ненависти и мести, а среди ее главных тем — священная война с язычниками, уничтожение Рима, собирание рассеянного народа, обновление Иерусалима, власть над язычниками, изобилие и роскошь жизни Нового Века. В Откровении Иоанна часть подобных мотивов отсутствует, что позволяет считать эту книгу не типичным апокалипсисом, но скорее пророчеством, хотя в ней и присутствуют некоторые апокалиптические черты.
Авторство и особенности книги
Имя автора известно из самой книги. Это Иоанн, служитель Бога и пророк, сосланный за свидетельство о Христе на остров Патмос, где ему и было дано откровение от Бога. С древних времен его отождествляли с апостолом Иоанном, хотя и не все. Уже во II веке были люди, сомневавшиеся в апостольском происхождении книги. Действительно, язык Откровения радикально отличается от языка Евангелия и писем Иоанна. Автор Откровения мыслит грамматическими и стилистическими конструкциями семитических языков — еврейского или арамейского, и его греческий звучит странно, очень по-восточному. Есть там и большое количество грамматических неправильностей. Но при этом нельзя не увидеть и поразительного сходства между Евангелием, письмами и Откровением. Только в этих книгах Христос называется Словом и Ягненком Божьим. В то время как на Западе уже к началу III века Откровение было принято в канон и признано книгой боговдохновенной и апостольской, Восточная Церковь продолжала относиться к нему с осторожностью. Оно окончательно приобрело статус Священного Писания лишь в VII веке, но за богослужениями Православной Церкви Откровение все равно не читается.
Часто Откровение считают пессимистической книгой, но на самом деле это наиболее оптимистическая книга Нового Завета, ведь она повествует об установлении Божьего Царства, о преображении мира, об исполнении надежд всех верующих увидеть лицо Бога и жить вместе с Ним.
Причина написания
Книга написана для того, чтобы укрепить веру христиан в час испытаний. Вероятно, в это время начались гонения императора Домициана, потребовавшего, чтобы его называли «Господь и Бог наш». Христиане видели в императоре возродившегося Нерона. Автор возвещает о конечном торжестве Христа и о близости Его пришествия. Это книга надежды. Но тайнозритель говорит и о великой ответственности христиан, которые не должны поклониться Зверю из страха за свою жизнь, не должны идти на компромиссы и сделки с демоническими силами.
Содержание книги
Иоанну, сосланному на Патмос, явился Христос и велел ему написать письма семи церквам Малой Азии: церквам Эфеса, Смирны, Пергама, Тиатиры, Сард, Филадельфии и Лаодикеи. В письме каждой церкви содержится похвала (кроме Лаодикеи) и порицание (кроме Смирны и Филадельфии).
После этого Иоанн переносится на небеса и видит великий тронный зал Бога, где постоянно совершается небесная литургия. В руках у Бога свиток, запечатанный семью печатями, который суждено открыть только Ягненку. Одна за другой снимаются шесть печатей. Содержанием седьмой печати являются семь труб, в которые по велению Бога трубят ангелы. Снятие печатей и сигналы труб несут жителям земли неисчислимые бедствия, но они не хотят раскаяться. На некоторое время небесные видения сменяются видениями полчищ зла под началом дракона, или сатаны. Ему на помощь приходят два зверя.
Содержанием седьмой трубы станут семь сосудов Божьего гнева. Пророк видит поклонение Ягненку и слышит предсказание о падении Вавилона. Ангелы поочередно выливают сосуды Божьего гнева на землю. Иоанн видит Вавилон, представленный в виде развратной женщины, сидящей на звере. Ангел торжественно возвещает о падении Вавилона, этот город — воплощение всех земных пороков — оплакивают те, кто наживался на торговле с ним. В небесах царит радость, потому что Ягненок вступает в брак с Невестой — Церковью.
Происходит последняя битва, и враги Бога разбиты. Совершается Суд Божий, и грешников бросают в озеро с горящей серой. С небес на новую землю спускается новый Иерусалим. Отныне в нем будет находиться престол Бога и Ягненка. Ангел велит Иоанну рассказать то, что он видел, и возвестить о скором пришествии Господа Иисуса.
Структура книги
Книга состоит из 22 глав. Ее структура подчинена сложной символической числовой системе. Число семь повторено многократно, оно указывает на полноту Божественных деяний: Иоанн должен написать письма семи церквам, снимаются семь печатей, семь ангелов трубят в семь труб, семь знамений символизируют борьбу сатаны с Церковью, выливаются семь сосудов, семь видений указывают на судьбу Вавилона. Число шесть, наоборот, означает неполноту, поэтому, вероятно, имя зверя сокрыто в числе 666. Половина семи означает время испытаний и гонений.
Возможно, семь печатей, семь труб и семь сосудов не следуют друг за другом, но являются одними и теми же событиями, представленными по-разному. Такая точка зрения была высказана еще в древности, и ее разделяют многие современные толкователи книги.
Содержание книги
Вступление (1:1-8).
Видение Христа и письма семи церквам (1:9–3:22).
Семь печатей (4:1–8:5).
Семь труб (8:6–11:19).
Дракон и два зверя (глл. 12–13).
Видения на небесах (глл. 14–15).
Семь сосудов гнева (гл. 16).
Гибель Вавилона и злых сил (17:1–20:10).
Суд Божий (20:11-15).
Новый Иерусалим (21:1–22:5).
Откровение, или по-гречески Апока́липсис, Иоанна — последняя среди новозаветных книг. Она принадлежит к особому литературному жанру — апокалиптическому. Этот жанр был очень распространен в древности: в Ветхом Завете есть много похожих текстов в пророческих книгах Исайи, Иезекииля, Иоиля и, прежде всего, Даниила. Особую популярность апокалиптическая литература приобрела в междузаветный период. Подобных книг создавалось огромное количество. Многие из них дошли до нашего времени, но некоторые были утрачены. Существует и много христианских апокалипсисов. Например, 13-я глава в Евангелии от Марка или Откровение Петра, которое не было включено в канон. Люди того времени прекрасно понимали апокалиптический язык с его стандартным набором образов, метафор, условных знаков и символов.
В традиционных апокалипсисах повествование обычно ведется от лица великого человека древности, которому дано знать о конечных судьбах мира. Ангел ведет его с собой на небо и показывает грядущие события и предшествующие им знаки. В апокалипсисах много тайнописи, которую нужно расшифровывать. Кроме того, подобной литературе свойственны чувства ненависти и мести, а среди ее главных тем — священная война с язычниками, уничтожение Рима, собирание рассеянного народа, обновление Иерусалима, власть над язычниками, изобилие и роскошь жизни Нового Века. В Откровении Иоанна часть подобных мотивов отсутствует, что позволяет считать эту книгу не типичным апокалипсисом, но скорее пророчеством, хотя в ней и присутствуют некоторые апокалиптические черты.
Авторство и особенности книги
Имя автора известно из самой книги. Это Иоанн, служитель Бога и пророк, сосланный за свидетельство о Христе на остров Патмос, где ему и было дано откровение от Бога. С древних времен его отождествляли с апостолом Иоанном, хотя и не все. Уже во II веке были люди, сомневавшиеся в апостольском происхождении книги. Действительно, язык Откровения радикально отличается от языка Евангелия и писем Иоанна. Автор Откровения мыслит грамматическими и стилистическими конструкциями семитических языков — еврейского или арамейского, и его греческий звучит странно, очень по-восточному. Есть там и большое количество грамматических неправильностей. Но при этом нельзя не увидеть и поразительного сходства между Евангелием, письмами и Откровением. Только в этих книгах Христос называется Словом и Ягненком Божьим. В то время как на Западе уже к началу III века Откровение было принято в канон и признано книгой боговдохновенной и апостольской, Восточная Церковь продолжала относиться к нему с осторожностью. Оно окончательно приобрело статус Священного Писания лишь в VII веке, но за богослужениями Православной Церкви Откровение все равно не читается.
Часто Откровение считают пессимистической книгой, но на самом деле это наиболее оптимистическая книга Нового Завета, ведь она повествует об установлении Божьего Царства, о преображении мира, об исполнении надежд всех верующих увидеть лицо Бога и жить вместе с Ним.
Причина написания
Книга написана для того, чтобы укрепить веру христиан в час испытаний. Вероятно, в это время начались гонения императора Домициана, потребовавшего, чтобы его называли «Господь и Бог наш». Христиане видели в императоре возродившегося Нерона. Автор возвещает о конечном торжестве Христа и о близости Его пришествия. Это книга надежды. Но тайнозритель говорит и о великой ответственности христиан, которые не должны поклониться Зверю из страха за свою жизнь, не должны идти на компромиссы и сделки с демоническими силами.
Содержание книги
Иоанну, сосланному на Патмос, явился Христос и велел ему написать письма семи церквам Малой Азии: церквам Эфеса, Смирны, Пергама, Тиатиры, Сард, Филадельфии и Лаодикеи. В письме каждой церкви содержится похвала (кроме Лаодикеи) и порицание (кроме Смирны и Филадельфии).
После этого Иоанн переносится на небеса и видит великий тронный зал Бога, где постоянно совершается небесная литургия. В руках у Бога свиток, запечатанный семью печатями, который суждено открыть только Ягненку. Одна за другой снимаются шесть печатей. Содержанием седьмой печати являются семь труб, в которые по велению Бога трубят ангелы. Снятие печатей и сигналы труб несут жителям земли неисчислимые бедствия, но они не хотят раскаяться. На некоторое время небесные видения сменяются видениями полчищ зла под началом дракона, или сатаны. Ему на помощь приходят два зверя.
Содержанием седьмой трубы станут семь сосудов Божьего гнева. Пророк видит поклонение Ягненку и слышит предсказание о падении Вавилона. Ангелы поочередно выливают сосуды Божьего гнева на землю. Иоанн видит Вавилон, представленный в виде развратной женщины, сидящей на звере. Ангел торжественно возвещает о падении Вавилона, этот город — воплощение всех земных пороков — оплакивают те, кто наживался на торговле с ним. В небесах царит радость, потому что Ягненок вступает в брак с Невестой — Церковью.
Происходит последняя битва, и враги Бога разбиты. Совершается Суд Божий, и грешников бросают в озеро с горящей серой. С небес на новую землю спускается новый Иерусалим. Отныне в нем будет находиться престол Бога и Ягненка. Ангел велит Иоанну рассказать то, что он видел, и возвестить о скором пришествии Господа Иисуса.
Структура книги
Книга состоит из 22 глав. Ее структура подчинена сложной символической числовой системе. Число семь повторено многократно, оно указывает на полноту Божественных деяний: Иоанн должен написать письма семи церквам, снимаются семь печатей, семь ангелов трубят в семь труб, семь знамений символизируют борьбу сатаны с Церковью, выливаются семь сосудов, семь видений указывают на судьбу Вавилона. Число шесть, наоборот, означает неполноту, поэтому, вероятно, имя зверя сокрыто в числе 666. Половина семи означает время испытаний и гонений.
Возможно, семь печатей, семь труб и семь сосудов не следуют друг за другом, но являются одними и теми же событиями, представленными по-разному. Такая точка зрения была высказана еще в древности, и ее разделяют многие современные толкователи книги.
Содержание книги
Вступление (1:1-8).
Видение Христа и письма семи церквам (1:9–3:22).
Семь печатей (4:1–8:5).
Семь труб (8:6–11:19).
Дракон и два зверя (глл. 12–13).
Видения на небесах (глл. 14–15).
Семь сосудов гнева (гл. 16).
Гибель Вавилона и злых сил (17:1–20:10).
Суд Божий (20:11-15).
Новый Иерусалим (21:1–22:5).
Поделиться: