- Главная
- Новости
- О Библии
- Что есть совесть? Обзор семинара А. Раздорова «Совесть как антропологическая категория в посланиях ап. Павла (1 и 2 Кор. и Римл)»
Что есть совесть? Обзор семинара А. Раздорова «Совесть как антропологическая категория в посланиях ап. Павла (1 и 2 Кор. и Римл)»
12 ноября 2024 г. состоялось предпоследнее в этом году заседание постоянно действующего при РБО Научного библеистического семинара. В ходе заседания был заслушан и обсужден доклад кандидата теологии, проректора по учебной работе Николо-Угрешской семинарии свящ. Алексия Раздорова «Совесть как антропологическая категория в посланиях ап. Павла (1, 2 Кор и Римл): богословско-экзегетический анализ».
Понятие совести (syneidēsis, con-scientia) в разных его трактовках содержалось в античной философии и трагике и – в косвенных трактовках («тайник», «сердце») – в раввинистической и кумранской словесности. Во всех этих случаях «совесть / сознание» понималось как интимная, приватная область внутренней жизни человека.
Так что за Павловой «революцией» в трактовке понятия совести стояли великие пласты эллинистической и еврейской мысли и культуры. Исторической задачей апостола был не только синтез обоих этих пластов, но и задача донести Евангельские смыслы до не вполне изощренной в понятиях разноплеменной аудитории греко-римских городов. Следовательно, требовалось привить этой аудитории не только начатки высокой культуры самопознания и самоанализа, но и высокой культуры Богомыслия. И, стало быть, начатки высокой культуры понимания другого человека, столь важной для становления и развития первохристианских общин.
Христианская совесть – если анализировать Павловы послания – знаменует собой не просто глубину и культуру внутренней жизни человека, но и способность соотносить эту внутреннюю жизнь и красоту межчеловеческого общения с Личным Богом, отрывшим Себя нам – людям – во Христе. Так что совесть христианская – не только (и даже не столько) приватная, хотя и удерживающая в себе некоторые приватные черты, но – эсхатологически открытая.
В ходе дискуссии по докладу участники семинара высоко оценили его содержание и эвристическую ценность.
Понятие совести (syneidēsis, con-scientia) в разных его трактовках содержалось в античной философии и трагике и – в косвенных трактовках («тайник», «сердце») – в раввинистической и кумранской словесности. Во всех этих случаях «совесть / сознание» понималось как интимная, приватная область внутренней жизни человека.
Так что за Павловой «революцией» в трактовке понятия совести стояли великие пласты эллинистической и еврейской мысли и культуры. Исторической задачей апостола был не только синтез обоих этих пластов, но и задача донести Евангельские смыслы до не вполне изощренной в понятиях разноплеменной аудитории греко-римских городов. Следовательно, требовалось привить этой аудитории не только начатки высокой культуры самопознания и самоанализа, но и высокой культуры Богомыслия. И, стало быть, начатки высокой культуры понимания другого человека, столь важной для становления и развития первохристианских общин.
Христианская совесть – если анализировать Павловы послания – знаменует собой не просто глубину и культуру внутренней жизни человека, но и способность соотносить эту внутреннюю жизнь и красоту межчеловеческого общения с Личным Богом, отрывшим Себя нам – людям – во Христе. Так что совесть христианская – не только (и даже не столько) приватная, хотя и удерживающая в себе некоторые приватные черты, но – эсхатологически открытая.
В ходе дискуссии по докладу участники семинара высоко оценили его содержание и эвристическую ценность.
Новости по разделу
Поделиться:
Комментариев пока нет
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий