- Главная
- О Библии
- Состав и история Библии
- Что такое Библия
Что такое Библия
Библия — это Священное Писание двух мировых религий — христианства и иудаизма. Слово Библия заимствовано из греческого языка. Греческое τά βιβλία представляет собой множественное число от τό βιβλίον — «книга, свиток». Таким образом, само значение слова «Библия» указывает на то, что это не одна книга, а собрание книг. Вероятно, это слово происходит от греческого названия финикийского портового города Библос (финикийск. Гевал), из которого в Грецию привозили папирус, служивший в средиземноморском регионе основным материалом для письма.
Христианская Библия состоит из двух частей — Ветхого Завета и Нового Завета. Писания Ветхого Завета составляют также еврейскую Библию, или Танах. Данное название представляет собой аббревиатуру от обозначений трех частей, на которые иудеи делят свою Библию: Тора («учение, закон»), Невиим («пророки») и Кетувим («писания»). Порядок книг в Танахе несколько отличается от принятого в христианских Библиях.
Ветхий Завет является древнейшей частью Библии. Ученые датируют самые ранние ветхозаветные тексты началом I тысячелетия до н. э., а самые поздние — II веком до н. э. Канон Ветхого Завета состоит из 39 книг, которые обычно группируют в четыре раздела: Закон, исторические книги, учительные книги и книги пророков. Танах насчитывает 24 книги, за счет того, что две или несколько книг, считающихся в христианских изданиях Библии самостоятельными, в иудейском каноне объединены в одну книгу.
Закон, или Пятикнижие Моисея, состоит из пяти книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. В Бытии рассказывается о сотворении Богом Вселенной и Земли, о первых людях, о великом Потопе, о строительстве Вавилонской башни, о жизни праотцов израильского народа Авраама, Исаака и Иакова. В следующих книгах Закона говорится о том, как израильтяне во главе со своим вождем Моисеем спаслись из египетского рабства, в котором они оказались, а также о том, как Бог заключил договор с народом Израиля и даровал ему свой святой Закон. Детальное изложение этого Закона занимает в четырех последних книгах Пятикнижия основное место.
В исторических книгах (Иисуса Навина, Судей, Руфь, четырех книгах Царств, двух книгах Паралипоменон, или Хроник, книгах Ездры, Неемии, Эсфирь) рассказывается история народа Израиля, начиная от завоевания им Палестины — земли, обещанной израильтянам Богом, — до возвращения евреев из так называемого Вавилонского плена. Согласно этим книгам, историю израильтян вершит Бог. Если израильский народ живет праведно и соблюдает Божий Закон, Бог дарует ему победы и процветание. Но когда израильтяне отступают от Его заповедей, впадая в различные грехи, из которых самым тяжким считается поклонение иным богам, Бог сурово их наказывает, предавая в руки врагов.
В разряд учительных книг включают книги Иова, Псалтирь, Притчей, Экклезиаста и Песни песней. Они разнородны по жанрам. Книга Иова представляет собой философский трактат, построенный в форме поэтического диалога, автор которого пытается решить вопрос о том, как существование зла в мире согласуется с идеей всемогущества Бога. Притчи и Экклезиаст принадлежат к широко распространенному на Древнем Востоке жанру сборников мудрых наставлений, в которых можно найти и правила поведения в быту, и советы по достижению успеха в делах, и размышления о смысле жизни. А Псалтирь и Песнь Песней — поэтические книги, из которых Псалтирь является непревзойденным образцом духовной поэзии, а Песнь Песней — шедевром любовной лирики.
Заключительный раздел Ветхого Завета содержит книги израильских пророков — харизматичных проповедников, говоривших от имени Бога и имевших огромное духовное влияние на общество Древнего Израиля. Сюда относятся книги так называемых «больших пророков» — Исайи, Иеремии (своеобразным приложением к этой книге является еще один библейский текст — Плач Иеремии), Иезекииля и Даниила, а также двенадцати «малых пророков» — Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Библейских пророков часто воспринимают как предсказателей будущего, но прежде всего они были вестниками Бога, передававшими народу Его волю. Пророки жестоко бичевали общественные пороки, обличали израильский народ и его правителей в неверности Богу и грозили им жестокими Божьими карами. Но в их пророчествах можно найти и обещания Божьего прощения и наступления на Земле века всеобщего благоденствия.
В некоторых изданиях Библии Ветхий Завет включает в себя не только 39 книг общепризнанного канона, но и ряд других книг, которые отсутствуют в еврейской Библии, но имеются в ее древнем переводе на греческий язык — Септуагинте. Число этих книг варьируется в разных изданиях. Католическая церковь называет их «второканоническими» и признает за ними равный статус с книгами «первого канона», тогда как в Православной церкви они рассматриваются как неканонические — не имеющие вероучительного авторитета, но, тем не менее, полезные для чтения. Протестантские церкви не считают эти книги частью канона и, как правило, не включают их в свои издания Библии.
Новый Завет, в отличие от Ветхого, признается в качестве Священного Писания исключительно христианской Церковью. Значительно уступая Ветхому Завету по объему, он состоит из 27-ми книг. В это число входят, прежде всего, четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), в которых рассказывается о жизни и учении Иисуса Христа. Продолжением Евангелия от Луки служит книга Деяний Апостолов, повествующая о событиях, происходивших после смерти и воскресения Иисуса, — о том, как была создана христианская Церковь и как она распространилась по Восточному Средиземноморью. В письмах апостолов — учеников и сподвижников Христа, — адресованных как христианским общинам, так и отдельным верующим, объясняются вопросы христианской веры и даются наставления, касающиеся внутрицерковной жизни, а также жизни христиан в окружавшем их языческом обществе. В канон Нового Завета входят 13 писем апостола Павла (Римлянам, 1 и 2 Коринфянам, Галатам, Эфесянам, Филиппийцам, Колоссянам, 1 и 2 Фессалоникийцам, 1 и 2 Тимофею, Титу, Филимону), письмо апостола Иакова, два письма апостола Петра, три письма апостола Иоанна, письмо апостола Иуды, а также Письмо евреям, автор которого неизвестен. В последней книге Нового Завета, Откровении Иоанна, рассказывается о конце времён, последнем суде и установлении на Земле Божьего Царства. Книги Нового Завета были написаны во второй половине I в – начале II в. н. э.
Оригиналы библейских книг созданы на трех различных языках. Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке, лишь небольшие части книг Ездры и Даниила написаны на арамейском, близком древнееврейскому. Арамейский язык был официальным языком Древнеперсидской империи и языком межнационального общения на значительной части древнего Ближнего Востока. На одном из диалектов арамейского языка разговаривали евреи во времена Иисуса Христа. Новый Завет и неканонические книги Библии написаны на древнегреческом, который был вторым официальным языком Римской империи и языком межнационального общения в ее восточной части.
Согласно христианскому пониманию, Новый Завет является своеобразным ключом толкования для писаний Ветхого Завета. Только через речения Иисуса Христа и другие новозаветные тексты можно понять и объяснить их глубочайший смысл. Об этом в самом Новом Завете говорит апостол Павел. Поэтому для ранней Церкви было естественным объединить эти два сборника священных писаний в одно целое, что и произошло в IV веке н. э. К этому же времени окончательно сложился и новозаветный канон, то есть Церковью было определено, какие именно тексты, созданные христианскими авторами, составляют Священное Писание Нового Завета. Канон Ветхого Завета (Танаха) был окончательно утвержден иудейскими духовными авторитетами к началу II века н. э.
Рассказывая о Библии, нельзя удержаться в рамках простого изложения научных фактов. Библия — не просто самая издаваемая и самая популярная книга всех времен. Ни одна другая книга не повлияла на человеческое общество так сильно, как Библия. Она лежит в основе великой европейской цивилизации и культуры. Библия вдохновляла многих выдающихся художников, композиторов, писателей и поэтов; без знакомства с Библией просто невозможно считаться подлинно культурным человеком. А для множества миллионов людей Библия — это Слово Божие, полученное от самого Бога откровение, дающее ключ к пониманию жизни и открывающее путь к спасению и новой жизни с Богом.
Христианская Библия состоит из двух частей — Ветхого Завета и Нового Завета. Писания Ветхого Завета составляют также еврейскую Библию, или Танах. Данное название представляет собой аббревиатуру от обозначений трех частей, на которые иудеи делят свою Библию: Тора («учение, закон»), Невиим («пророки») и Кетувим («писания»). Порядок книг в Танахе несколько отличается от принятого в христианских Библиях.
Ветхий Завет является древнейшей частью Библии. Ученые датируют самые ранние ветхозаветные тексты началом I тысячелетия до н. э., а самые поздние — II веком до н. э. Канон Ветхого Завета состоит из 39 книг, которые обычно группируют в четыре раздела: Закон, исторические книги, учительные книги и книги пророков. Танах насчитывает 24 книги, за счет того, что две или несколько книг, считающихся в христианских изданиях Библии самостоятельными, в иудейском каноне объединены в одну книгу.
Закон, или Пятикнижие Моисея, состоит из пяти книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. В Бытии рассказывается о сотворении Богом Вселенной и Земли, о первых людях, о великом Потопе, о строительстве Вавилонской башни, о жизни праотцов израильского народа Авраама, Исаака и Иакова. В следующих книгах Закона говорится о том, как израильтяне во главе со своим вождем Моисеем спаслись из египетского рабства, в котором они оказались, а также о том, как Бог заключил договор с народом Израиля и даровал ему свой святой Закон. Детальное изложение этого Закона занимает в четырех последних книгах Пятикнижия основное место.
В исторических книгах (Иисуса Навина, Судей, Руфь, четырех книгах Царств, двух книгах Паралипоменон, или Хроник, книгах Ездры, Неемии, Эсфирь) рассказывается история народа Израиля, начиная от завоевания им Палестины — земли, обещанной израильтянам Богом, — до возвращения евреев из так называемого Вавилонского плена. Согласно этим книгам, историю израильтян вершит Бог. Если израильский народ живет праведно и соблюдает Божий Закон, Бог дарует ему победы и процветание. Но когда израильтяне отступают от Его заповедей, впадая в различные грехи, из которых самым тяжким считается поклонение иным богам, Бог сурово их наказывает, предавая в руки врагов.
В разряд учительных книг включают книги Иова, Псалтирь, Притчей, Экклезиаста и Песни песней. Они разнородны по жанрам. Книга Иова представляет собой философский трактат, построенный в форме поэтического диалога, автор которого пытается решить вопрос о том, как существование зла в мире согласуется с идеей всемогущества Бога. Притчи и Экклезиаст принадлежат к широко распространенному на Древнем Востоке жанру сборников мудрых наставлений, в которых можно найти и правила поведения в быту, и советы по достижению успеха в делах, и размышления о смысле жизни. А Псалтирь и Песнь Песней — поэтические книги, из которых Псалтирь является непревзойденным образцом духовной поэзии, а Песнь Песней — шедевром любовной лирики.
Заключительный раздел Ветхого Завета содержит книги израильских пророков — харизматичных проповедников, говоривших от имени Бога и имевших огромное духовное влияние на общество Древнего Израиля. Сюда относятся книги так называемых «больших пророков» — Исайи, Иеремии (своеобразным приложением к этой книге является еще один библейский текст — Плач Иеремии), Иезекииля и Даниила, а также двенадцати «малых пророков» — Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Библейских пророков часто воспринимают как предсказателей будущего, но прежде всего они были вестниками Бога, передававшими народу Его волю. Пророки жестоко бичевали общественные пороки, обличали израильский народ и его правителей в неверности Богу и грозили им жестокими Божьими карами. Но в их пророчествах можно найти и обещания Божьего прощения и наступления на Земле века всеобщего благоденствия.
В некоторых изданиях Библии Ветхий Завет включает в себя не только 39 книг общепризнанного канона, но и ряд других книг, которые отсутствуют в еврейской Библии, но имеются в ее древнем переводе на греческий язык — Септуагинте. Число этих книг варьируется в разных изданиях. Католическая церковь называет их «второканоническими» и признает за ними равный статус с книгами «первого канона», тогда как в Православной церкви они рассматриваются как неканонические — не имеющие вероучительного авторитета, но, тем не менее, полезные для чтения. Протестантские церкви не считают эти книги частью канона и, как правило, не включают их в свои издания Библии.
Новый Завет, в отличие от Ветхого, признается в качестве Священного Писания исключительно христианской Церковью. Значительно уступая Ветхому Завету по объему, он состоит из 27-ми книг. В это число входят, прежде всего, четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), в которых рассказывается о жизни и учении Иисуса Христа. Продолжением Евангелия от Луки служит книга Деяний Апостолов, повествующая о событиях, происходивших после смерти и воскресения Иисуса, — о том, как была создана христианская Церковь и как она распространилась по Восточному Средиземноморью. В письмах апостолов — учеников и сподвижников Христа, — адресованных как христианским общинам, так и отдельным верующим, объясняются вопросы христианской веры и даются наставления, касающиеся внутрицерковной жизни, а также жизни христиан в окружавшем их языческом обществе. В канон Нового Завета входят 13 писем апостола Павла (Римлянам, 1 и 2 Коринфянам, Галатам, Эфесянам, Филиппийцам, Колоссянам, 1 и 2 Фессалоникийцам, 1 и 2 Тимофею, Титу, Филимону), письмо апостола Иакова, два письма апостола Петра, три письма апостола Иоанна, письмо апостола Иуды, а также Письмо евреям, автор которого неизвестен. В последней книге Нового Завета, Откровении Иоанна, рассказывается о конце времён, последнем суде и установлении на Земле Божьего Царства. Книги Нового Завета были написаны во второй половине I в – начале II в. н. э.
Оригиналы библейских книг созданы на трех различных языках. Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке, лишь небольшие части книг Ездры и Даниила написаны на арамейском, близком древнееврейскому. Арамейский язык был официальным языком Древнеперсидской империи и языком межнационального общения на значительной части древнего Ближнего Востока. На одном из диалектов арамейского языка разговаривали евреи во времена Иисуса Христа. Новый Завет и неканонические книги Библии написаны на древнегреческом, который был вторым официальным языком Римской империи и языком межнационального общения в ее восточной части.
Согласно христианскому пониманию, Новый Завет является своеобразным ключом толкования для писаний Ветхого Завета. Только через речения Иисуса Христа и другие новозаветные тексты можно понять и объяснить их глубочайший смысл. Об этом в самом Новом Завете говорит апостол Павел. Поэтому для ранней Церкви было естественным объединить эти два сборника священных писаний в одно целое, что и произошло в IV веке н. э. К этому же времени окончательно сложился и новозаветный канон, то есть Церковью было определено, какие именно тексты, созданные христианскими авторами, составляют Священное Писание Нового Завета. Канон Ветхого Завета (Танаха) был окончательно утвержден иудейскими духовными авторитетами к началу II века н. э.
Рассказывая о Библии, нельзя удержаться в рамках простого изложения научных фактов. Библия — не просто самая издаваемая и самая популярная книга всех времен. Ни одна другая книга не повлияла на человеческое общество так сильно, как Библия. Она лежит в основе великой европейской цивилизации и культуры. Библия вдохновляла многих выдающихся художников, композиторов, писателей и поэтов; без знакомства с Библией просто невозможно считаться подлинно культурным человеком. А для множества миллионов людей Библия — это Слово Божие, полученное от самого Бога откровение, дающее ключ к пониманию жизни и открывающее путь к спасению и новой жизни с Богом.
Поделиться: