Религиозная организация
Российское Библейское Общество
Перевод, издание и распространение Библии с 1813 года
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.
12+
12+
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.

Псалтирь

Псалтирь — собрание поэтических текстов, различных по характеру, происхождению и времени составления. Некоторые из этих произведений предназначались для литургического использования, другие носят глубоко личный характер и, возможно, читались индивидуально. Русское название книги происходит от греческого слова псалте́рион — струнный музыкальный инструмент. В еврейской традиции книга носит название Техилли́м, буквально «восхваления». Действительно, через всю книгу проходит основной мотив хвалы, прославления Бога. Даже скорбные псалмы-плачи все равно остаются хвалой: автор ищет Бога и старается приблизиться к Нему.

В еврейском каноне Псалтирь состоит из 150 псалмов, в Септуагинте имеется еще один дополнительный 151-й псалом, еврейский оригинал которого был обнаружен среди свитков Мертвого моря. Сквозная нумерация псалмов в масоретском тексте и в Септуагинте несколько разнится. Сдвиги в нумерации обусловлены тем, что в двух случаях один псалом Септуагинты (9 и 113) в масоретском тексте рассматривается как два разных псалма (9–10 и 114–115 соответственно), и в двух случаях наоборот: два псалма в Септуагинте (114–115 и 146–147) в масоретском тексте являются частями одного псалма (116 и 147 соответственно). Итак, до 8-го псалма номера псалмов совпадают. В еврейском тексте псалмы 9-й (21 стих) и 10-й (18 стихов) соответствуют одному 9-му псалму в Септуагинте, который состоит в общей сложности из 39 стихов. Далее 11-му псалму у масоретов соответствует 10-й псалом в Септуагинте, 12-му у масоретов соответствует 11-й в Септуагинте и т. д. Так продолжается до 113-го псалма Септуагинты. Начало этого псалма (стт. 1-8) соответствует короткому 114-му масоретскому псалму, который состоит из восьми стихов. Вторая половина 113-го псалма Септуагинты (стт. 9-26) соответствует 115-му псалму масоретов, который имеет в себе восемнадцать стихов. Таким образом, во второй половине 113-го псалма Септуагинты сдвиг в нумерации составляет уже цифру 2. Следующий, 114-й псалом Септуагинты соответствует первой половине 116-го псалма масоретов (стт. 1-9); 115-й псалом Септуагинты соответствует второй половине 116-го масоретского псалма (стт. 10-19). Таким образом, сдвиг в нумерации снова равен единице, эта разница сохраняется вплоть до 148-го псалма, начиная с которого номера псалмов в еврейской и греческой Библии вновь совпадают. Начиная с псалма 148-го нумерация выравнивается, это происходит потому, что два псалма в Септуагинте (146:1-11 и 147:1-9) в еврейском тексте пронумерованы как один (147:1-20). Есть еще несколько незначительных отличий в нумерации стихов внутри отдельных псалмов. Нумерация по еврейскому тексту используется в Вульгате и в западных изданиях Библии.

Многие псалмы снабжены заголовками, которые являются частью библейского текста. В таких заголовках могут сообщаться различные сведения: авторство псалма, способ музыкального исполнения, жанр, иная информация. Между заголовками псалмов в Септуагинте и в масоретском тексте также имеются небольшие различия. Самый частый заголовок в книге: «Псалом Давида» (3–9; 11–14; 18–31; 36–40; 61–62; 100; 102; 107; 109; 138–140; 142 и др.). Иногда перед ним добавлены слова: «Начальнику хора» (11–13; 18–21; 30; 39–40; 50; 63–64; 67; 108; 138–139). Еще один вариант заголовка, указывающего на авторство Давида: «Сложено Давидом» (33–35; 60; 121; 123; 130; 132; 143–144 и др.). Некоторые псалмы озаглавлены как «Песнь Давида» (31; 51–54; 141), «Стихотворение Давида» (15; 55–59); «Молитва Давида» (16; 85; 141); «Плач Давида» (7). Для ряда псалмов, автором которых указан Давид, сообщаются события из биографии царя, так или иначе связанные с данным псалмом (3; 7; 17; 33; 50–51; 53; 55–56; 58–59; 62; 141). Всего в еврейской Псалтири Давиду приписаны 73 псалма. Среди других авторов в Псалтири упоминаются: потомки Кораха (41; 43–48; 83–84; 86) — всего 10 псалмов; Асаф (49; 72–82) — всего 12 псалмов; Хеман-эзрахитянин (87); Этан-эзрахитянин (88); Соломон (71; 126) и Моисей (89).

Ряд псалмов в конце Псалтири имеют заголовок «Песнь восхождения». Считается, что эти псалмы исполнялись паломниками (119–133). Завершается Псалтирь псалмами восхваления, многие из которых озаглавлены возгласом Аллилуия (букв.: «хвалите Господа!») — 105; 110–112; 116; 134; 145–146; 148–150. Некоторые заголовки в Псалтири встречаются только по одному разу, например, «Молитва бедняка, когда он в отчаянии и изливает пред Господом печаль свою» (101) или «Песнь на день субботний» (91). Значительная часть псалмов не имеет никакого заголовка.

Точные значения музыкальных терминов в заголовках псалмов неизвестны. Это названия определенных мелодий или напевов, в соответствии с которыми должен был исполняться данный псалом, а также названия музыкальных инструментов. Музыкальным термином является и еврейское слово села́, которое неоднократно встречается внутри псалмов. В предлагаемом переводе оно передается русским словом «музыка».

В основе стихосложения Псалтири лежат те же принципы, что и в древневосточной поэзии. Псалом делится на стихи, единые по тематике и строению. Каждый стих делится на два (или более) полустишия, которые могут быть соотнесены со стихотворной строкой в европейском стихосложении. Спорадически между полустишиями проскальзывает рифма. Ритмическая организация стиха основана на количестве ударных групп в полустишиях. Полустишия построены на принципе параллелизма, сходства или контраста: они либо повторяют одну и ту же тему с использованием синонимов и схожих по значению конструкций, либо составляют смысловой контраст друг с другом.

Целый ряд псалмов написан так называемым алфавитным акростихом, т. е. каждый следующий стих в этих произведениях начинается со следующей буквы древнееврейского алфавита. Такими псалмами являются 24; 33; 110; 111; 118; 144. В псалме 118 с очередной буквы алфавита начинается каждый из восьми стихов в строфе. Всего таких строф — 22 (по числу букв в древнееврейском алфавите); а общее количество стихов — 176.

Псалтирь состоит из пяти основных частей, которые, вероятно, восходят к пяти различным книгам. Согласно иудейской традиции, пятичастное деление Псалтири повторяет собой структуру Пятикнижия, также состоящего из пяти отдельных книг.
1) Псалмы 1–40. Заголовки подавляющего большинства псалмов этой группы называют в качестве автора Давида.
2) Псалмы 41–71. В заглавиях указано разное авторство: «сынов Кораха»; «Асафа»; «Давида».
3) Псалмы 72–88.
4) Псалмы 89–105.
5) Псалмы 106–150.

Каждая из этих частей Псалтири оканчивается славословиями или ремарками, которые, возможно, были добавлены редакторами в момент формирования Псалтири как единого целого (40:14; 71:20; 88:53; 105:48).

Некоторые псалмы с небольшими вариациями дублируются в различных частях Псалтири (например, 13 и 52). Отдельные псалмы вошли также в другие книги Ветхого Завета (например, Пс 17 повторяется в 2 Цар 22).

Бо́льшая часть псалмов датируется допленным временем (до начала VI в. до н. э.). Есть, однако, и более поздние произведения; так, Пс 78 и знаменитый Пс 136 не могли быть составлены раньше периода Вавилонского плена. Считается, что самую раннюю часть Псалтири составляют Пс 3–40; этот цикл восходит к периоду монархии и окончательно сложился в поздний допленный период, т. е. к концу VII в. до н. э.

В Псалтири присутствует множество общих для всей книги тем, которые в различных вариациях повторяются из одного псалма в другой. Это некие универсальные чувства верующего человека: надежда на Бога, который услышит, спасет, укрепит; утверждение верности Богу и любви к Нему и к Его законам; исповедание грехов; горькие жалобы на богооставленность и в то же время воспевание величия Господа и Его творений; благодарность Богу за спасение от смерти; радость и ликование от осознания близости Бога; уверенность в том, что грешники будут сурово наказаны, а праведники награждены. Псалмопевец не устает повторять, что Бог — защитник слабых и беззащитных, а сильных и надменных Он унизит. Господь — щит и убежище, с которым не страшны никакие враги. Враги псалмопевца: злодеи, хулители, грешники — это враги самого Господа, олицетворение греха. Псалмопевец твердо убежден, что ни сила, ни богатство, но только Господь может даровать спасение и что ни на небе, ни на земле нет никакого иного Бога, кроме Создателя. Во многих псалмах индивидуальное «я» псалмопевца становится коллективным «я» народа Божьего. Через призму этого коллективного «я» несколько иначе воспринимаются знакомые образы и темы Псалтири. Нечестивые враги в этом случае — это языческие народы, которые гонят народ Божий именно за его приверженность Господу, а смиренные бедняки — это сам народ Израилев. Даровав победу Израилю, Господь явит тем самым Свое величие. И настанет день, когда все народы земли придут поклониться Господу (7:8; 44:18; 46:2; 65:8; 66:4 и др.).

По своему содержанию, форме и основной тематике псалмы могут быть разделены на несколько групп.
1. Плачи и мольбы. Одна из самых многочисленных групп; включает в себя как индивидуальные плачи (например, 3–7; 12; 16; 21; 24; 40–42; 53–58; 60; 87 и др.), так и коллективные, исполняемые от лица народа в эпохи общенациональных несчастий (например, 43; 59; 73; 78–79; 82; 136 и др.).
2. Гимны восхваления Господа. В этих текстах обычны всеобщие призывы прославить Господа; воспевание Его абсолютного могущества как Творца; упоминание великих дел, которые Господь совершил в истории Своего народа (например, 8; 18:2-7; 28; 32; 46; 64; 77; 92; 94–99; 134–135 и др.).
3. Песни благодарения содержат в себе слова благодарности Богу за избавление от несчастий, например от болезни (29; 31; 115), нашествия врагов (17; 91; 117; 137) и прочих бед. Эти псалмы произносятся в собрании верующих, которые таким образом становятся свидетелями чудесного спасения (39:9-10; 65:16-19).
4. Царские псалмы воспевают царя и связаны с важнейшими событиями его жизни, например с восшествием на престол (2), со свадьбой (44), с победой в сражении (19–20; 23). В таких псалмах царь нередко выступает в качестве лирического героя и сам обращается к Господу с молитвой (71; 88) или обещанием править справедливо (100).
5. Песни Сиона прославляют Сион и Иерусалим как место, где Господь пребывает со Своим народом (45; 47; 75; 83; 86; 121).
6. Псалмы Премудрости по содержанию и форме близко перекликаются с книгами Притчей и Иова (36; 48; 72; 111; 126–127; 132).

Псалтирь — книга, чаще всего цитируемая в Новом Завете. На Псалтирь постоянно ссылается Иисус Христос, приводя доказательства Своего посланничества Отцом в мир. В Мф 26:30; Мк 14:26 сообщается, что Иисус с учениками пели псалмы по дороге в Гефсиманский сад. Возможно, это были псалмы восхождения или благодарственные псалмы. Восклицание Иисуса на кресте: «Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты оставил Меня?» — повторяет Пс 21:2. Множество псалмов христианское предание рассматривает как пророчества о Христе и царстве Христовом — 2; 8; 15; 19; 21; 39–40; 44; 46; 67–68; 71; 77; 88; 94; 96; 101; 117–118; 129; 131; 142.
Поделиться:
А также
Политика конфиденциальности
© Религиозная организация «Российское Библейское
Общество». Все права защищены. 12+
Сделано в Mint Studio 2017