- Главная
- О Библии
- О книгах Библии
- Числа
Числа
Четвертая книга Моисея
Книга Чисел — четвертая книга Пятикнижия. Ее русское название представляет собой перевод греческого заглавия книги в Септуагинте (arithmoi). Такое заглавие навеяно эпизодами, в которых повествуется о переписях израильского народа. Схожее название известно и в Талмуде, хотя более распространенным в еврейской традиции является заглавие Бемидба́р — «В пустыне». С этих слов начинается книга, в пустыне разворачиваются описанные в ней события.
Основная канва повествования в книге Чисел — драматический путь Израиля от Синая до границ Ханаана, Земли обетованной. Днем и ночью Господь в виде облака и огненного столпа ведет Свой народ по этому пути, на котором среди тяжких испытаний — физических и моральных — происходит перерождение израильтян в народ Божий. Все годы странствий по пустыне омрачены постоянным ропотом израильтян против Господа и Моисея. Сначала бывшим рабам, бежавшим из Египта, надоела манна, посылаемая каждое утро Богом в качестве пищи (11:4-6), затем они вовсе отказались вступить в Ханаан, испугавшись рассказов о могуществе тамошних жителей (14:1-4). Против Моисея и Аарона бунтуют левиты (глл. 16–17); народ ропщет из-за недостатка воды (20:2-5) или скудности пищи (21:4-5). В гневе Бог тяжко карает израильтян, порой лишь заступничество Моисея спасает их от полной гибели. И вместе с тем Господь остается верен договору со Своим народом, заботится о нем и защищает от врагов.
Сорокалетнее странствие по пустыне, с сорока стоянками, включает три основных этапа:
2) основной этап — путь до Кадеша и пребывание в Кадеше (10:11–20:13);
3) путь от Кадеша до Моава с подготовкой к завоеванию и заселению Земли обетованной (20:14–36:13).
В книге Чисел детально описывается порядок следования израильских племен во время пути, а также их расположение на стоянках. Центральное место занимает скиния — походное святилище израильтян, попечение о котором возложено на левитов. Они же осуществляли перенос скинии. Подле каждой из четырех сторон скинии располагались по три израильских племени.
В книге последовательно действуют два поколения: поколение Исхода, обреченное не увидеть Земли обетованной (гл. 25), и новое, дошедшее до Ханаана без потерь. Повествование о каждом поколении предваряется переписью (глл. 1 и 26).
В книге Чисел чередуются повествовательные и законодательные части. В законодательных текстах книги излагаются предписания о священниках и левитах, некоторые юридические нормы повседневной жизни, включая испытание женщины на супружескую неверность; законы о назореях, о скинии и о порядке служения в ней; излагаются правила о ритуальной чистоте, о жертвоприношениях, субботе, а также затрагиваются некоторые другие вопросы религиозно-культовой жизни.
Повествовательные части книги заканчиваются рассказом о пребывании израильтян на равнинах Моава. Именно здесь излагается история о чародее Валааме, который был нанят царем Моава, чтобы проклясть израильтян. Но вместо проклятий Валаам произносит благословения (глл. 22–24). Смысл этого эпизода в том, что народ Израиля под водительством Бога непобедим.
Содержание книги
Приготовление к странствию от Синая (1:1–10:10).
Перепись (гл. 1).
Повеление произвести перепись совершеннолетних боеспособных израильтян (1:1-3). Назначение ведущих перепись (1:4-16). Начало переписи (1:17-19). Результаты переписи во всех племенах Израиля, кроме левитов (1:20-46). Левиты не подлежат переписи (1:47-49). Обязанности левитов как стражей скинии (1:50-53).
Порядок следования племен и их предводители (гл. 2).
Левиты и их обязанности (глл. 3–4).
Сыновья Аарона (3:1-4). Обязанности левитов: служение Аарону и служба при скинии (3:5-10). Посвящение левитов Богу вместо первенцев (3:11-13). Перепись левитов. Роды левитов, обязанности каждого рода (3:14-39). Перепись всех первенцев Израиля, левиты как замена первенцев перед Богом (3:40-51). Род Кехата, их число и обязанности по ношению скинии и уходу за ней (4:1-15). Служение Элеазара, сына Аарона (4:16). Запрет левитам подходить к святыне святынь (4:17-20). Род Гершона, их число и обязанности по ношению скинии (4:21-28). Род Мерари, их число и обязанности по ношению скинии (4:29-33). Итоги переписи левитов (4:34-49).
Законы и правила в лагере израильтян (глл. 5–6).
Удаление из лагеря всех ритуально нечистых (5:1-4). Возмещение за грех против человека (5:5-8). Священные дары — собственность священников (5:9-10). Испытание женщины, подозреваемой в супружеской измене (5:11-31). Правила посвящения и поведения назореев (6:1-21). Формулы благословения израильтян для Аарона и священников (6:22-27).
Приношения вождей племен при освящении жертвенника скинии (гл. 7).
Вожди племен жертвуют повозки и быков (7:1-11). Приношения Нахшона от племени Иуды (7:12-17). Приношения Нетанэла от племени Иссахара (7:18-23). Приношения Элиава от племени Завулона (7:24-29). Приношения Элицура от племени Рувима (7:30-35). Приношения Шелумиэла от племени Симеона (7:36-41). Приношения Эльясафа от племени Гада (7:42-47). Приношения Элишамы от племени Ефрема (7:48-53). Приношения Гамлиэла от племени Манассии (7:54-59). Приношения Авидана от племени Вениамина (7:60-65). Приношения Ахиэзера от племени Дана (7:66-71). Приношения Пагиэла от племени Асира (7:72-77). Приношения Ахиры от племени Неффалима (7:78-83). Общее число приношений (7:84-88).
Голос с навершия ковчега говорит с Моисеем (7:89).
Наставления перед отправлением в путь (гл. 8).
Устройство светильника и возжигание семи лампад (8:1-4).
Обряд очищения левитов и посвящения их Богу (8:5-19). Исполнение обряда (8:20-22). Возрастные границы служения для левитов (8:23-26).
Обряды Пасхи (9:1-14).
Празднование Пасхи в назначенный день (9:1-5). Постановление о Пасхе для ритуально нечистых и для путешествующих (9:6-12). Кара за пренебрежение Пасхой (9:13). Приобщение переселенцев к Пасхе (9:14).
Облако, покрывающее скинию в пути (9:15-23).
Две серебряные трубы, сигналы тревоги и возвещение праздников (10:1-10).
Путь от Синая до Кадеша (10:11–20:13).
Израильтяне отправляются в путь (10:11-36).
Порядок следования племен Израиля в походе (10:11-28). Мидьянитянин Ховав отказывается идти, Моисей уговаривает его (10:29-32). Первые три дня пути (10:33-36).
Ропот израильтян на Бога и Моисея и гнев Бога (глл. 11–12).
Эпизод в Тавере: народ ропщет и Бог насылает огонь (11:1-3).
Народ жалуется на однообразие питания манной, требует мяса и тоскует по египетской пище (11:4-6). Описание манны (11:7-9).
Моисей в отчаянии молится Богу (11:10-15). Бог предлагает взять старейшин в помощники и обещает народу мясную пищу (11:16-23). Семьдесят старейшин: Бог говорит с ними, и они пророчествуют (11:24-25). Элдад и Медад продолжают пророчествовать (11:26-30). Бог посылает перепелов (11:31-32). Бог наказывает народ мором (11:33-34).
Мирьям и Аарон упрекают Моисея за женитьбу на кушитке (12:1-3). За это Бог гневается на них и карает Мирьям проказой на семь дней (12:4-15).
Разведчики в Ханаане (гл. 13).
Назначение лазутчиков в Ханаан, их имена (13:1-17). Моисей дает лазутчикам задание (13:18-21). Разведка, плодородие Ханаана (13:22-26). Разведчики сообщают о плодородии Ханаана, силе его жителей и городов, сеют уныние в народе (13:27-34).
Бунт в народе Израиля (гл. 14).
Народ ропщет и хочет вернуться в Египет (14:1-4). Иисус Навин и Калев уговаривают идти в Ханаан (14:5-10а). Бог гневается и намеревается истребить народ (14:10б-12). Моисей умоляет простить народ (14:13-19). Бог наказывает Израиль сорока годами скитаний в пустыне: никто из взрослых израильтян не увидит Земли обетованной, кроме Калева и Иисуса Навина (14:20-35). Все разведчики, кроме них двоих, наказаны смертью (14:36-38). Израильтяне поднимаются на гору для молитвы, но ханаанеи и амалекитяне прогоняют их (14:39-45).
Законы и правила (гл. 15).
Приношения хлеба и вина (15:1-16). Приношение от первой выпечки из муки нового урожая (15:17-21). Жертва за проступок по ошибке (15:22-31). Нарушителя субботы побивают камнями (15:32-36). Кисти с голубыми нитями по краям одежды — для памяти о заповедях (15:37-41).
Бунты против Моисея (гл. 16).
Бунт левита Кораха и его сторонников против главенства Моисея и Аарона (16:1-11). Бунт Датана и Авирама (16:12-14). Испытание воскурением кадильниц (16:15-30). Земля поглощает Кораха и его людей с домами и имуществом (16:31-34). Гибель бунтовщиков от огня (16:35). Из кадильниц бунтовщиков выковывают листы для покрытия жертвенника (16:36-40). Израильтяне ропщут на Моисея и Аарона, Бог карает народ мором (16:41-46). Аарон прекращает мор (16:47-50).
Определение избранника Божьего по жезлам (гл. 17).
Жезл Аарона расцветает и плодоносит миндальными зернами (17:1-9). Моисей кладет жезл Аарона перед ковчегом (17:10-11). Страх израильтян (17:12-13).
Законы о священниках и левитах (гл. 18).
Служение Аарона и левитов (18:1-7). Доля жертвоприношений, положенная священникам (18:8-19). Священники не имеют земельного надела (18:20). Десятина в удел левитам (18:21-23а). Левиты не имеют земельного надела (18:23б-24). Десятина от десятины как возношение левитов Богу (18:25-32).
Обряды очищения ритуально нечистого (гл. 19).
Принесение в жертву рыжей коровы (19:1-10). Обряды очищения для людей и предметов, соприкасавшихся с мертвым телом. Кара для неочистившегося (19:11-22).
Израильтяне в Кадеше (20:1-13).
Смерть Мирьям после прихода в Кадеш (20:1). Народ ропщет из-за отсутствия воды (20:2-5). Бог велит Моисею и Аарону вызвать воду из скалы (20:6-8). Моисей добывает воду из скалы ударом посоха (20:9-11). Бог обещает, что Моисей и Аарон не войдут в Землю обетованную за неверие (20:12-13).
События по пути в Моав и в Моаве (20:14–36:13).
Израильтяне на пути в Моав (20:14–21:35).
Моисей просит у царя Эдома разрешения пройти через Эдом (20:14-17). Эдом отказывает (20:18-21). Аарон поднимается на гору Ор и там умирает. Моисей облекает его сына Элеазара в одежды верховного священника (20:22-29).
Ханаанский царь Арада вступает в войну с Израилем, Бог дал победу Израилю и заклял города ханаанеев (21:1-3). У моря Суф народ ропщет на скудность пищи (21:4-5). Бог посылает на них ядовитых змей (21:6-7а). Бог велит Моисею сделать медного змея для исцеления укушенных змеями (21:7б-9).
Путь Израиля по пустыне в Моав (21:10-20).
Израильтяне просят у Сихона, царя амореев, разрешения пройти через его землю (21:21-22). Сихон отказывает и нападает на Израиль (21:23). Израильтяне побеждают и захватывают его землю и города (21:24-25). Песнь о падении Моава и его столицы Хешбона (21:26-30). Взятие других земель амореев (21:31-32). Ог, царь Башана, нападает на Израиль, израильтяне истребляют его войско и захватывают землю (21:33-35).
Пророк Валаам (глл. 22–24).
Израиль приходит на равнины Моава. Страх моавитян (22:1-4). Царь Балак дважды посылает старейшин за Валаамом и просит его проклясть израильтян (22:4-17). Во второй раз Бог велит Валааму идти с моавитянами (22:18-21). Ангел загораживает путь Валааму, который едет на ослице (22:22-27). Ослица заговорила (22:28-30). Валаам говорит с ангелом (22:31-35). Царь Балак ведет Валаама в Бамот-Баал (22:36-41). Балак и Валаам приносят жертвы (23:1-4). Бог вкладывает в уста Валааму благословение Израилю (23:5-10). Второе благословение Валаама с горы Фасга (23:11-24). Третье благословение Валаама с горы Пеор (23:25–24:9). Гнев Балака на Валаама (24:10-11). Четвертое благословение и пророчества Валаама (24:12-25).
Израиль в Шиттиме. Отступничество (гл. 25).
Израильтяне перенимают от моавитян идолослужение (25:1-3). Повеление покарать отступников (25:4-5). Пинехас пронзает копьем любовников — израильтянина с мидьянитянкой. Мор в Израиле прекращается. Бог обещает сохранить священство за потомками Пинехаса (25:6-15). Завет не мириться с мидьянитянами (25:16-18).
Перепись израильтян (гл. 26).
Бог велит исчислить совершеннолетних и боеспособных израильтян (26:1-4). Численность израильтян по племенам (26:5-51). Бог велит разделить между ними земли по жребию в соответствии с числом людей (26:52-56). Отдельная перепись левитов (26:57-62). Из израильтян, вышедших из Египта, остались только Калев и Иисус Навин (26:63-65).
Порядок наследования израильтянам, не имеющим сыновей (27:1-11).
Дочери израильтянина, не имевшего сыновей, просят себе надел (27:1-4). Постановление: надел того, кто не имел сына, передавать дочерям, а надел бездетного — другим родичам (27:5-11).
Моисей на горе Аварим (27:12-23).
Бог велит Моисею взойти на гору Аварим и перед смертью посмотреть на Землю обетованную (27:12-14). Моисей просит себе преемника (27:15-17). Моисей делает Иисуса Навина своим преемником (27:18-23).
Дополнительные правила жертвоприношений (глл. 28–29).
Ежедневные жертвы всесожжения, утренняя и вечерняя (28:1-8). Субботнее всесожжение (28:9-10). Всесожжение в начале месяца (28:11-15). Жертвы всесожжения и покой в дни Пасхи (28:16-25). Всесожжение на праздник Первых плодов, праздник Недель (28:26-31). Жертвоприношение в День трубного гласа (29:1-6). Всесожжение в День Искупления, Йом Киппур (29:7-11). Жертвоприношения и покой на праздник Шалашей (29:12-38).
Правила соблюдения обетов (гл. 30).
Мужчина обязан исполнить свой обет (30:1-3). Обеты, данные женщиной (30:4-17).
Война с мидьянитянами (гл. 31).
Израильтяне идут войной на мидьянитян, истребляют всех мужчин, берут в плен женщин и детей, сжигают города и селения (31:1-12). Моисей велит убить всех мальчиков и женщин (31:13-18). Очищение воинов и имущества (31:19-24). Перепись и раздел военной добычи и пленников (31:25-47). Воины делают приношение Богу — золотые вещи (31:48-54).
Раздел земли в Галааде (гл. 32).
Племена Рувима и Гада желают осесть в Галааде и в других землях за Иорданом (32:1-5). Моисей велит им сначала помочь завоевать Землю обетованную, чтобы опять не прогневать Бога (32:6-15). Они решают оставить семьи и скот в Галааде и пойти на войну (32:16-32). Моисей отдает племенам Рувима, Гада и половине племени Манассии Аморейское и Башанское царства и Галаад, они строят города (32:33-42).
Путь и стоянки Израиля от Египта до Иордана (33:1-49).
О будущем разделе Ханаана (33:50–34:29).
Бог велит изгнать жителей Земли обетованной, уничтожить идолов, а землю разделить между собой (33:50-56). Границы земли Ханаан (34:1-12). Повеление разделить ее между девятью с половиной племенами Израиля (34:13-15). Имена тех, кто будет ведать распределением земель (34:16-29).
О наделах левитов и городах-убежищах (гл. 35).
Левиты получают сорок восемь городов с окрестными полями (35:1-8). Шесть городов-убежищ для тех, кто убил человека неумышленно (35:9-15). Виды умышленного убийства и кары за него (35:16-21). Неумышленное убийство и законы о нем (35:22-30). Запрет брать выкуп за убийцу (35:31-34).
Земля не должна переходить от одного племени к другому (36:1-12).
Израильтяне просят Моисея воспрепятствовать переходу унаследованных женщиной земель к племени ее мужа (36:1-4). Решение: наследница земли должна выходить замуж за человека своего племени (36:5-9). Дочери Целофхада выполняют этот закон (36:10-12).
Заключение (36:13).